Оглавление
Знаки различия[править | править код]
Адмиралы и офицерыправить | править код
Категории | Адмиралы | Старшие офицеры | Младшие офицеры | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Польское звание | Admirał | Admirał floty | Wiceadmirał | Kontradmirał | Komandor | Komandor porucznik | Komandor podporucznik | Kapitan marynarki | Porucznik marynarki | Podporucznik marynarki |
Российское соответствие | Адмирал флота | Адмирал | Вице-адмирал | Контр-адмирал | Капитан1-го ранга | Капитан2-го ранга | Капитан3-го ранга | Капитан-лейтенант | Старший лейтенант | Лейтенант |
Подофицеры и матросыправить | править код
Категории | Подофицеры | Mатросы | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
† | † | |||||||||||
Польское звание | Starszy chorąży sztabowy marynarki | Chorąży sztabowy marynarki † | Młodszy chorąży sztabowy marynarki † | Starszy chorąży marynarki | Chorąży marynarki | Młodszy chorąży marynarki | Starszy bosman | Bosman | Bosmanmat | Mat | Starszy marynarz | Marynarz |
Российское соответствие | нет | нет | нет | Старший мичман | Мичман | нет | Главный корабельный старшина | Главный старшина | Старшина первой статьи | Старшина второй статьи | Старший матрос | Матрос |
Происхождение
польского военно-морского флота есть свои корни в военный кораблях, которые в основном использовались на главных реках Польши в защиту торговли и торговли. Во время войны этих Тринадцати Лет (1454–66), эта маленькая сила внутренних судов впервые видела, что реальное открытое море сражалось. В сражении Лагуны Вислы польский флот капера победил военно-морской флот Тевтонцев и обеспечил постоянный доступ к Балтийскому морю. Второй Мир Thorn (1466) приобретенный за Польшу стратегический военно-морской город Данциг (Gdańsk), и с ним средства поддержания большого флота на Балтии. В 1561, после победы над российскими Военно-морскими силами в Балтии, польский военно-морской флот приобрел второй ключевой порт в Риге в современной Латвии.
В то время, когда Польша и Литва оказались замешанными в конфликты в Ливонии, польский король Зигмунт Аугуст организовал Морскую Комиссию (Komisja Morska), работающий в годах 1568-1572, и поддержал операции каперов, но это встретилось с оппозицией основного порта Польши, Gdańsk (Данциг), который рассмотрел их как угрозу ее торговым действиям (см. Балтийскую торговлю зерном). Это привело к развитию порта капера в Шайбе.
Вокруг начала 17-го века Польша стала управляемой палатой Сосудов и была вовлечена в серию войн со Швецией (см. также dominium кобыл baltici). Короли сосудов попытались создать надлежащий флот, но их попытки, встреченные повторными неудачами, из-за отсутствия фондов в королевском казначействе (польское дворянство видело мало потребности во флоте и отказалось поднимать налоги для его строительства и Gdańsk, продолжали его возражение идее королевского флота). Во время господства Зигмунта III Вацы самая знаменитая победа военно-морского флота Содружества имела место в Сражении Oliwa в 1627 против Швеции, во время польско-шведской войны. Победа над Швецией, обеспеченной для Польши постоянный доступ к Атлантике, и, положила начало экспедициям вне Европы. Планы относительно независимого флота провалились вскоре после этого из-за ужасно казненного союза с Габсбургами, которые в 1629 приняли флот.
В 1625 была создана Комиссия Королевских Судов (Komisja Okrętów Królewskich). Эта комиссия, наряду с окончательным распределением фондов Сеймом в 1637, создала постоянный военно-морской флот Содружества. Władysław IV Waza, кто взял трон в 1632, купил 12 судов и построил специальный порт для королевского флота (Władysławowo). Флот был уничтожен в 1637 Данией без объявления войны. Поддержка этого военно-морского флота была слаба, и это в основном отмерло к 1640-м; остающиеся суда были проданы в годах 1641-1643, который отметил конец военно-морского флота Содружества. Малочисленный военно-морской флот капера был также создан Августом II Сильное в 1700 во время Большой Северной войны
Герцогства Courland, к этому времени феодальное владение польско-литовского Содружества, был сильный военно-морской флот: это установило колонии на острове Тобаго в Вест-Индии (названный Новым Courland) и на устье реки Гамбии.
Польско-литовское Содружество, хотя доминирующая сила в Центральной и Восточной Европе во время 16-го — 18-е века, никогда не развивал ее военно-морской флот к полному потенциалу. Пропорционально небольшая польская береговая линия и ограниченный доступ к Атлантике никогда не допускали крупное наращивание военно-морских сил, особенно не к уровню колониальных держав, таких как Англия и Франция. Разделение Польши в конце 18-го века положило конец независимому польскому военно-морскому флоту.
Подводные лодки
По данным сайта ВМС Польши и Википедии, в их составе находятся пять подводных лодок:
- «Ожел», проекта 877Э. Вступила в строй 29.04.1986, находится в ремонте с 2014-го.
- «Сокул» проекта Коббен. Она была введена в строй 04.06.2002.
- Подлодка «Семп» проекта Коббен, вошла в состав ВМФ 16.08.2002.
- «Белик» проекта Коббен, вошедшая в состав ВМС 08.09.2003.
- Подлодка «Кондор» проекта Коббен, в составе флота появилась 20.10.2004.
Норвежские дизель-электрические подводные лодки проекта «Коббен» были выпущены в 1960-хх годах. На вооружении этой страны подводные лодки находились до 1990-хх годов. Затем несколько единиц были переданы Польше. Таков действующий состав ВМС Польши.
Подводные лодки проекта 877 или «Кило» (по классификации НАТО) выпускались в Советском Союзе с 1982 года. Поскольку оснащать этими боевыми подводными аппаратами планировалось страны Варшавского договора, проект получил название «Варшавянка». Одна подводная лодка этого проекта находится в строю на вооружении Польши.
Подробную информацию об истории боевых кораблей и подводных лодок можно найти на странице ВМС Польши на балансере.
Коллекция «старых утюгов»
Как заявил газете ВЗГЛЯД главный редактор Балтийского военно-исторического журнала Baltfort, писатель Юрий Мелконов, пока что Польша имеет небольшой, достаточно сбалансированный флот, доставшийся ей от социалистических времён. «Главный недостаток польского флота — это его возраст. Постоянно приходят сообщения о праздновании кораблями тридцати- и сорокалетних юбилеев. Новых кораблей нет, а существующие имеют все проблемы, которые положены старым судам», — отмечает Мелконов.
В этом смысле логика поляков понятна. Определенное обновление базы с учетом времени ведут и соседи Польши по НАТО. «Например, в Литве активно закупается техника для сухопутных войск, приобретается что-то для авиации, что-то для флота. В Латвии тоже закупается много техники для сухопутных войск. Латыши изготовили на своих верфях патрульные корабли и купили тральщики, правда ничего в течение двадцати пяти лет не приобретается для авиации. В Эстонии покупают только технику для сухопутных войск, обзавелись несколькими тральщиками, но не покупают военных самолетов. Зато и в Латвии, и в Эстонии, и в Литве вкладывают большие средства в военную инфраструктуру. Эта ситуация определяется внутренними особенностями балтийских стран и самое главное — направлением политики со стороны США и НАТО», — отмечает эксперт.
Другое дело, что поляки держат свои разведывательные корабли «в напряжении и готовности» — их всегда можно видеть во время сопровождения российских судов на морских трассах между Санкт-Петербургом и Калининградом.
На данный момент ВМС Польши включают сорок с лишним кораблей. В частности, в распоряжении Варшавы есть два старых фрегата (американского типа «Оливер Х. Перри»), тридцатилетний сторожевой корабль «Кашуб», три ракетных катера, также находящихся в преклонном возрасте, и пять откровенно древних подводных лодок, четыре из которых были приобретены в свое время у Норвегии. Норвежские субмарины типа «Коббен» строились ещё в 60-х, и спустя двадцать-тридцать лет службы были либо отправлены на слом, либо пущены на запчасти, либо переданы Дании и Польше.
Мелконов подчеркивает, что о высокой технической готовности этих лодок говорить не приходится. Более того, по его словам, «даже американские фрегаты ничего хорошего в польский флот не принесли — и вообще удивительно, что Польша, обладающая прекрасной судостроительной промышленностью, все военные корабли пытается закупать за рубежом». По мнению эксперта, это может объясняться разногласиями между высшим руководством страны, министерством обороны, генералитетом и командованием польским флотом.
Как следствие, состояние польского флота давно вызывает у причастных тревогу. В 2008 году руководство ВМФ подготовило секретный доклад для парламентской комиссии по делам национальной обороны, но, благодаря утечкам, он стал достоянием прессы. «В докладе сообщается, что основу ударной мощи польского ВМФ составляют два больших ракетных фрегата «Пуласки» и «Костюшко» (который первоначально предполагалось списать еще к 2015 году – ВЗГЛЯД). Оба были спущены на воду в 1980 году. В 2001 году Польша получила их от США. Они вооружены относительно современными ракетами Standard и Harpoon. Проблема, как сообщается в докладе, заключается в том, что в 2014 году в США останавливают производство запасных частей для кораблей такого класса. Сложности также связаны с тем, что на фрегатах используются вертолеты Kaman Super Seasprite. От них американские военно-морские силы отказались еще в 2001 году. Сохранение на вооружении старых вертолетов, по оценкам авторов доклада, очень затратно», — писал по этому поводу военный эксперт Алексей Тимофеев, подчеркивая, что эксплуатация этих кораблей – удовольствие не из дешёвых.
Подводные лодки ВМС Польши
№ вымпела, Такт. № | Наименование | Иллюстрация | В составе флота | Выведена из состава флота | Состояние | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
подводные лодки типа «Вилк» |
||||||
N64 (64А) |
ORP Wilk «Волк» | с 31 октября 1931 года | 28 сентября 1946 года |
|
||
|
ORP Ryś «Рысь» | с 2 августа 1931 года | 8 сентября 1955 года |
|
В годы Второй мировой войны была интернирована в Швеции | |
|
ORP Żbik «Лесной кот» | с 20 февраля 1932 года | 9 сентября 1955 года |
|
В годы Второй мировой войны была интернирована в Швеции | |
подводные лодки типа «Оржел» |
||||||
|
ORP Orzeł «Орёл» | с 2 февраля 1939 года | 11 июня 1940 года |
|
||
|
ORP Sęp «Гриф» | с 16 апреля 1939 года | 2 сентября 1969 года |
|
||
подводные лодки типа U |
||||||
|
ORP Sokół «Сокол» | с 19 января 1941 года | 27 июля 1945 года |
|
бывшая HMS «Арчин» (N97) «Urchin» вернулась в состав ВМФ Великобритании |
|
|
ORP Dzik «Кабан» | с 16 декабря 1942 года | 25 июля 1947 года |
|
бывшая HMS P52 вернулась в состав ВМФ Великобритании |
|
подводные лодки типа S (англ.)русск. |
||||||
|
ORP Jastrząb «Ястреб» | с 4 ноября 1941 года | 2 мая 1942 года |
|
бывшая USS S-25 (SS-130) (англ.)русск. бывшая HMS P551 |
|
подводные лодки типа «Малютка», проект 96 / XV серия |
||||||
301(P-100)(М-100) |
ORP Kaszub «Кашуб» | с 5 июня 1954 года | 31 декабря 1963 года |
|
бывшая М-290 |
|
302(P-101)(М-101) |
ORP Mazur «Мазур» | с 1 июля 1954 года | нет данных 1965 года |
|
бывшая М-274 |
|
303(P-102)(М-102) |
ORP Krakowiak «Краковяк» | с 30 апреля 1954 года | 31 марта 1965 года |
|
бывшая М-236 |
|
304(P-103)(М-103) |
ORP Ślązak «Щлёнзак» | с ноября 1954 года | 20 октября 1965 года |
|
бывшая М-270 бывшая ORP «Подхаланин» «Podhalanin» |
|
305(P-104)(М-104) |
ORP Kujawiak «Куявяк» | с 29 апреля 1955 года | 31 декабря 1966 года |
|
бывшая М-245 |
|
306(P-105)(М-105) |
ORP Mazowsze «Мазовше» | с 29 апреля 1955 года | 31 декабря 1966 года |
|
бывшая М-246 бывшая ORP «Курп» «Kurp» |
|
подводные лодки проекта 613 |
||||||
|
ORP Orzeł «Орёл» | с 29 декабря 1962 года | 30 декабря 1983 года |
|
бывшая С-265 |
|
|
ORP Sokół «Сокол» | с 14 ноября 1964 года | 19 декабря 1987 года |
|
бывшая С-278 |
|
|
ORP Kondor «Кондор» | с 1965 года |
|
|
бывшая С-279 |
|
|
ORP Bielik «Орлан» |
|
|
|
бывшая С-355 |
|
подводные лодки проекта 641 |
||||||
|
ORP Wilk «Волк» | с 3 ноября 1987 года | нет данных 2001 года |
|
бывшая Б-98 |
|
|
ORP Dzik «Кабан» | с 7 декабря 1988 года | 7 ноября 2003 года |
|
бывшая Б-29 |
|
подводная лодка проекта 877Э |
||||||
|
ORP Orzeł «Орёл» | с 29 апреля 1986 года |
|
бывшая Б-351 |
||
подводные лодки типа «Коббен» |
||||||
|
ORP Sokół «Сокол» | с 4 июня 2002 года |
|
бывшая KNM Stord (S308) «Стур» |
||
|
ORP Sęp «Гриф» | с 16 августа 2002 года |
|
бывшая KNM Skolpen (S306) «Скольпен» |
||
|
ORP Bielik «Орлан» | с 8 сентября 2003 года |
|
бывшая KNM Svenner (S309) «Свеннер» |
||
|
ORP Kondor «Кондор» | с 20 октября 2004 года |
|
бывшая KNM Kunna (S319) «Кунна» |
Как зарождался польский флот
Когда закончилась война в 1918-м, Польша провозгласила независимость. Тогда заложили польские военно-морские силы. Подписание договора в Версале дало стране коридор шириной в 70 км и два порта. Одним из портов был Пуцк, на нем стали базироваться ВМС Польши. Когда Германия капитулировала, в ведение Польши перешла дюжина кораблей, из которых четыре тральщика, шесть миноносцев, пара канонерских лодок.
Первую программу развития флота в Польше представили в 1920-м году. Она была рассчитана на десять лет и предполагала строительство:
- Линкоров – 2 единицы.
- Эсминцев – 28 единиц.
- Крейсеров – 6 единиц.
- Множество малых кораблей.
Но такая амбициозная программа реализована не была, и через четыре года разработали «малую программу», которая была скромнее и насчитывала по дюжине подлодок и миноносцев, пару крейсеров и шесть эсминцев. Эту программу полностью реализовать также не удалось, были закуплены три единицы минных заградителей. Через некоторое время к ним добавились два миноносца.
Работали в Польше и над береговой инфраструктурой. В результате такой работы в тот же период времени в Пуцке появляется первая польская морская авиация. В результате Великой депрессии решили малую программу не реализовывать.
1936-й ознаменовался новой программой, по которой планировали перевооружить ВМС Польши, рассчитанной на шесть лет. Эта программа предусматривала:
- 12 подлодок;
- катеров торпедных — 10;
- эсминцев — 8;
- тральщиков — 12;
- постановщик минных заграждений.
Перед тем как началась Вторая мировая, Польша имела 5 подлодок, 2 канонерские лодки, эсминцев – 4, одно боевое судно для постановки минных заграждений, 6 минных тральщиков.
Через несколько месяцев после освобождения Польши от фашистов принимается решение о создании ВМФ со штабом, расположенным в Гдыне. ВМФ Польши ставилась задача охраны морских рубежей и извлечения мин с прилегающих морских территорий. Коридор Польши на море составлял теперь 500 км.
Спустя год в польское ВМФ поступили 23 корабля от СССР.
Польша была страной-участницей Варшавского договора, пока в 1991-м, через 8 лет после распада СССР, не вступила в блок НАТО.
Достучаться до Трампа
Польше с флотом исторически не везло. Короли Речи Посполитой неоднократно пытались обзавестись сильными ВМС, но в итоге эти ВМС добивались успеха лишь в порядке исключения. Одно из них описывает историк Александр Полубяко:
Вплоть до конца XVIII века, положившего, как известно, предел существованию независимой Польши, флот этой страны неоднократно воссоздавался заново – и снова исчезал: корабли тонули, распродавались, ставились на прикол. По-настоящему польский флот родился лишь в ХХ веке, когда страна вернула себе суверенитет. Поляки получили некоторое количество бывших германских кораблей по итогам Первой и Второй мировых войн, кое-что досталось им от британцев, многое – от СССР. Но нынешняя военно-морская концепция Варшавы естественным образом зиждется на внешнем курсе и политической ориентации страны.
Во многом показателен прошлогодний саммит НАТО в Варшаве. «Задачей минимум для «ПиС» было добиться увеличение численности солдат альянса на своей территории. С задачей справились, надо двигаться дальше — просить у Вашингтона ещё больше войск, достроить базу противоракетной обороны США. Буквально на днях Пентагон подтвердил свои намерения к 2018 году разместить в Редзиково многоцелевой зенитно-ракетный комплекс Aegis Ashore», — напомнил он.
«Неприемлемость для «ПиС» концепции «двухскоростной Европы», ослабление проамериканского блока в ЕС после Брексита заставляют польскую дипломатию искать большую поддержку из-за океана. Варшава рекламирует себя Вашингтону, как восточноевропейский военный фронтир для противостояния «российской угрозе». В рамках этой стратегии Варшава торпедирует основополагающий Акт Россия-НАТО от 1997 года, в соответствии с которым альянс дал обязательства не размещать существенных боевых сил вдоль российских границ на постоянной основе. Параллельно этому модернизируется польская армия, закупаются подлодки. Тем самым руководство республики посылает сигнал новой администрации Белого дома о серьёзности своих намерений. «Не просто, мол, просим чего-то, но сами инвестируем в собственную безопасность». Ведь известно, как нетерпимо Дональд Трамп относится к низким тратам союзников по НАТО», — резюмировал Стариков.
Рекордный долгострой
Всего ВМС Польши составляют сорок с лишним кораблей. Наиболее новым — вернее, условно новым кораблем польского флота является патрульный корвет Ślązak («Силезец»), бортовой номер 241, флаг на котором был поднят 28 ноября 2019 года. История этого корабля вылилась в скандальный долгострой, продолжавшийся 18 лет. Изначально Ślązak был заложен в рамках программы Gawron II, по которой Варшава намеревалась выделить деньги на семь многоцелевых корветов, предназначенных к 2012 году составить ядро польского надводного флота. Проект разрабатывался в содружестве польских и немецких кораблестроителей, головной корабль Ślązak был заложен в Гдыне 28 ноября 2001 года и планировался ко вводу в строй в 2003 году. Но из-за хронического недофинансирования программу сократили сначала до трех, позже до двух кораблей, а потом и вовсе отменили. Правда, Ślązak, который уже начали строить, 16 сентября 2009 года спустили-таки на воду, да так и забросили.
Производившая работы верфь Stocznia Marynarki Wojennej в 2011-м разорилась, а в феврале 2012 года правительство Польши приняло решение сдать недостроенный Ślązak на металл. Но руководство ВМС Польши и представители польской судостроительной промышленности оказали давление на правительство — и там в 2013-м постановили всё же достроить многострадальный Ślązak, но по значительно упрощенному проекту с сокращенным вооружением. Намеревались сдать корвет флоту к концу 2016-го, но опоздали на два года. На ходовые испытания судно впервые вышло в 2018-м, и только 8 ноября 2019-го подписали приемный акт. При этом «Силезец», который строили так долго и с такими усилиями, отнюдь не супердредноут: водоизмещение 1900 тонн, длина 95,2 м, вооружение в виде 76-мм универсальной артустановки, двух 30-мм и четырех 12,7-мм пулеметов, четыре пусковых установки зенитных ракет Grom.
польша
Патрульный корвет Ślązak
Фото: Global Look Press
До этого в 2017 году первым за 20 лет кораблем польского производства, введенным в состав флота страны, стал тральшик «Корморан». Также в распоряжении Варшавы есть два старых фрегата «Казимир Пулавский» и «Тадеуш Костюшко» (американского типа «Оливер Х. Перри», построенные еще в 70-х), 33-хлетний сторожевой корабль «Кашуб», три ракетных катера «Оркан», «Перун» и «Гром» (вооружены противокорабельными ракетами RBS15 Mk3, обладающими дальностью поражения более 200 км), также находящихся в уже достаточно преклонном возрасте, и три древних подводные лодки. Из них две бывших норвежских субмарины типа «Коббен», построенные еще в 60-х, в нынешнем, 2020 году должны быть утилизированы. Остается одна субмарина «Орёл» (бывшая советская подлодка проекта 877Э «Палтус», в строю с 1986 года), однако если ее срочно не модернизировать, то через два года также придется вывести из эксплуатации. В 2017 году, кстати, на этой субмарине произошел большой пожар.
«Во всем НАТО нет второго такого старого оперативного флота. Это музей под открытым небом. Никто в НАТО не рассматривает флот Польши как оружие, которое можно использовать в чрезвычайной ситуации», — подчеркивает главный редактор польского журнала «Новые военные технологии» Мариуш Сильма. По словам же Мелконова, «американские фрегаты ничего хорошего в польский флот не принесли — и вообще удивительно, что Польша, обладающая прекрасной судостроительной промышленностью, почти все военные корабли пытается закупать за рубежом». По мнению эксперта, это может объясняться разногласиями между высшим руководством страны, министерством обороны, генералитетом и командованием польским флотом.
Также в состав польского флота входят десантные корабли и катера, тральщики, суда обеспечения. Один из этих десантных кораблей, 1754-тонный «Гнезно» постройки 1990 года, в прошлом, 2019-м, попал в нехорошую историю. Участвуя в международных учениях НАТО Baltops-2019, корабль должен был высадить десант на литовский берег Балтики, но пробил себе днище. В корпусе образовалась пробоина, в которую хлынула вода. Конфуз вышел немалый. В Youtube выложили видеоролик с поврежденным кораблем у берега, а завсегдатаи польских соцсетей начали изощряться в насмешках. «Ослы, они уничтожили последний корабль Польши!» «Единственный польский военный корабль затонул… Без боя», «Вероятно, они специально сделали это, чтобы оправдать покупку нескольких новейших авианосцев из США», «Когда я пью, я не плаваю», — ехидно писали поляки. Некоторые отмечали, что польский корабль еще легко отделался, и напомнили о катастрофе норвежского фрегата Helge Ingstad, столкнувшегося в ноябре 2018-го с танкером и затонувшего у родных берегов.
Примечания[править | править код]
- The Military Balance 2018. — P. 136.
- Военно-политическое сотрудничество социалистических стран. М., «Наука», 1988. стр.122
- (недоступная ссылка). Дата обращения 6 октября 2008.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 6 октября 2008.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 6 октября 2008.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 6 октября 2008.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 6 октября 2008.
- ↑ (недоступная ссылка). Дата обращения 11 марта 2011.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 11 марта 2011.
- ↑ (недоступная ссылка). Дата обращения 6 октября 2008.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 9 ноября 2008.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 9 ноября 2008.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 9 ноября 2008.
Эта тема закрыта для публикации ответов.