Расположение звёзд на погонах военнослужащих: правила и порядок размещения, как крепить звезды

Алан-э-Дейл       30.08.2024 г.

Оглавление

Детальное углубление в историю

Как было сказано, погоны появились в конце XVII века, по милости Петра I. Цель их использования – удержание рюкзаков и сумок разного рода на плечах гренадеров во время длительных походов. Естественно, нововведение по достоинству оценили, отчего это крепление стало использоваться остальными родами войск.

С 1762 года предпринимается попытка сделать погон знаком различия полков и званий. У разных полков были разные плетения отличительных знаков, у офицеров и рядовых, между прочим, тоже, что не могло не вызывать путаницы.

Зато высшим офицерам на правое плечо начинает вешаться аксельбант. Полностью переработать этот отличительный знак решился Александр I, создав систему привязки цвета к полку. Добавляется шифровка (обозначение номера дивизии вышивными цифрами).

В течение 100 лет, до начала Первой Мировой войны, погоны постепенно добавлялись для разных воинских чинов: поручиков, генералов, офицеров. Соответственно, в августе 1914 года погоны носили все военнослужащие действующей армии Российской Империи.

Но в буре революционных событий и во времена становления молодого советского государства погоны не применялись, были заменены петлицами. К современному виду погоны пришли лишь в начале 1943 года.

Опасная, но престижная профессия

В России летчиков-испытателей готовят всего в двух школах — одна из них работает в Жуковском, на базе Летно-исследовательского института им. М.М. Громова. Оттуда пилоты, как правило, попадают в гражданские НИИ и на авиазаводы. Вторая, созданная при ГЛИЦе, готовит испытателей для ВС. Она расположена в Ахтубинске. Подготовка таких летчиков — дело не из дешевых. На обучение одного курсанта уходит до 100 млн рублей.

В СССР пилот, окончивший школу, как правило, имел звание не ниже майора. Но потом он достаточно быстро получал погоны подполковника, а затем, став летчиком I класса, и полковника. Попасть в школу было трудно — конкурс достигал 150–200 человек на место. Учеба тоже была непростой — кроме практических занятий курсанты получали обширные теоретические знания.

Сейчас испытатели подолгу ходят в майорах — таково должностное расписание. Сложилась удивительная ситуация — очередное звание сегодня проще получить в обычном авиаполку. Такие, как может показаться постороннему человеку, «мелочи» определяют престиж конкретной военной профессии и отношение к ней, отметил Игорь Маликов.

— Всегда считалось, что летчик-испытатель должен иметь служебный вес, — заявил «Известиям» эксперт. — Подполковнику или полковнику гораздо проще разговаривать с главным конструктором самолета или систем вооружения, чем майору. Кроме того, летчик-испытатель действительно рискует своей жизнью. В 1980-х годах, когда я только стал испытателем, мы могли в год хоронить по два пилота. Жена плакала — так сильно боялась за меня.

Новая система повышения офицеров в званиях положительно скажется на престиже профессии, считает военный эксперт Владислав Шурыгин.

— Летчики-испытатели — это золотой фонд армии, — рассказал он «Известиям». — В советское время в испытательных центрах и частях офицерам давали на звание выше, чем в обычных войсках. Это помогало сохранить уникальный состав, который крайне трудно отобрать и обучить.

В последние годы льготы возвращают не только военнослужащим, но и абитуриентам профильных училищ и пенсионерам ВС. Теперь офицеры, а также прапорщики и мичманы, отслужившие 20 и более лет, снова могут воспользоваться бесплатным проездом к ведомственным здравницам, находящимся на территории страны.

А абитуриенты военных вузов получили право на бесплатный проезд до места сдачи экзаменов и назад. В поездах дальнего следования им положен билет в плацкартный или сидячий вагон. Возвращение бесплатного проезда позволит набирать в училища наиболее подготовленных и мотивированных молодых людей. В свое время отмена льгот породила серьезную проблему — из-за дороговизны проезда упали конкурсы в ряд училищ. Больше всего пострадали морские и общевойсковые высшие учебные заведения на Дальнем Востоке, где готовят специалистов редких специальностей.

Наши дни и различия

Как видите, с момента появления погон и до наших дней изменилось очень многое: от их функции до внешнего вида.

В наши дни используется 20 званий, они делятся на военные и корабельные. Звания соответствуют друг другу по иерархии в системе и имеют одинаковые символы на погонах. Для чинов ниже прапорщика предусмотрены знаки отличия, на которых есть только лычки (это уголки) на однородном фоне, у чинов выше изображены звезды.

Звезды бывают разного размера:

  • огромные — 40 мм;
  • большие — 22 мм;
  • крупные — 20 мм;
  • маленькие — 13 мм.

Кроме этого, существуют так называемые просветы — это линии идущие через весь погон, но не поперек, как лычки, а по длине. Один просвет изображают у младших офицерских чинов, два — у старших. Генералы, прапорщики и нижестоящие чины их не имеют.

Звания присваиваются военнослужащим за выслугу лет или за личные заслуги.

Сроки присвоения званий

Чем выше должность, тем дольше должна быть выслуга на ней. Сотрудник полиции для повышения ранга должен отслужить на каждом звании определенный срок:

  1. По одному году нужно отслужить на таких званиях, как рядовой и младший сержант.
  2. Сержанту предстоит 2 года работы в этом ранге.
  3. Старшему сержанту — 3 года.
  4. Прапорщику — 5 лет.
  5. В звании старшины или старшего прапорщика сроки не устанавливаются. Повышение возможно досрочно, за хорошую работу.
  6. Младший лейтенант носит свое звание 1 год, лейтенант — 2 года, а старший лейтенант — 3 года.
  7. Капитан — также, 3 года.
  8. Майор — 4 года.
  9. Подполковник — 5 лет.
  10. В звании полковника и в чинах высшего начальствующего состава сроки выслуги не устанавливаются, а повышение происходит в качестве меры поощрения или при освобождающихся должностях.

Все эти звания применимы для полиции, ГИБДД, сотрудников наркоконтроля, органов внутренних дел, кинологических служб и юстиции.

Для сотрудников полиции, окончивших высшее учебное заведение по специальности, по выпуску может быть присвоено звание лейтенанта. В таком случае, выслуга для них составит не два года, а один. Получается, что предшествующие лейтенанту звания они «перескакивают» при учебе ВУЗе. Несмотря на то, что курсант считается ниже по званию, чем рядовой, после учебы бывшие студенты получают звание лейтенанта.

Поскольку на некоторых чинах не установлен срок выслуги, получить повышение можно за добросовестную работу, за особые заслуги, или при освобождении вышестоящей должности, соответствующей определенном званию.

Возможно не только повышение, но и снижение в звании. Это используется как мера дисциплинарного взыскания, которое производится только Министерством внутренних дел РФ.

Символика на погонах среднего, старшего и высшего составов

У всех начальствующих составов кроме младшего лычки полностью отсутствуют, но взамен их, погоны украшают тонкие полосы красного цвета (просветы). Они расположены по горизонтали, их количество зависит от звания. Исключение — высший начальствующий состав. Такие полосы на их погонах отсутствуют, сохраняется лишь красная окантовка по периметру наплечного знака, впрочем, как и на наплечных знаках всех остальных членов структуры.

Итак средний состав:

  1. Младший лейтенант полиции носит одну маленькую звезду поверх красного просвета.
  2. Лейтенант полиции имеет две небольшие звезды, размещенные на краю погона вертикально, их разделяет такая же красная полоса.
  3. Старший лейтенант полиции. Его знаки отличия представляют собой одну полосу, три маленькие звезды размещенные треугольником с краю.
  4. Капитан полиции носит уже четыре небольшие звездочки, одна пара из них расположено вертикально, а другая — горизонтально, не пересекаясь.

Погоны старшего состава отличаются наличием уже пары параллельных просветов.

  1. Майор полиции имеет одну среднюю звезду посреди полос.
  2. Подполковник полиции имеет две средние звезды, размещенные на полосах на краю погона.
  3. Полковник полиции обладает уже треугольником из трех звезд среднего размера.

Высший состав не обладает лычками и полосами, звезды на наплечных знаках крупные.

  1. Генерал-майор полиции. Его погоны украшены одной большой звездой.
  2. Генерал-лейтенант полиции. На его плечах две звездочки, размещенные по горизонтали.
  3. Генерал-полковник полиции имеет, соответственно, три звезды, расположенные горизонтально.
  4. Генерал полиции РФ обладает четырьмя звездами, также расположенными по горизонтали

Виды воинских званий и погонов в российской армии

Военнослужащие Российской Федерации подразделяются на рядовой состав, сержантов, старшин, прапорщиков, младших офицеров, офицеров и старших офицеров. В зависимости от личных достижений по ходу службы рядовой солдат всего за несколько лет может обзавестись полосками на своих пустых погонах, которые на сленге называют «лычки».

Так, например, ефрейтор имеет на погонах одну полоску, а младший сержант – две. Прапорщики получают несколько маленьких звезд, а у старших офицеров звезды значительно крупнее. В среде военнослужащих очень большие звезды вызывают настоящий восторг, свидетельствующий о высоких достижениях человека, ставшего генерал-майором или генералом армии.

Как лучше крепить звёзды на погоны

Стандартные звёздочки на погонах офицеров, прапорщиков и мичманов конструктивно содержат крепление, представляющее собой проволочный зажим с их тыльной стороны. Эти зажимы (часто именуемые «лапками») требуется просто разогнуть, скрепляя звёздочку с тканью погона. Общая рекомендация к надёжности крепления сводится к тому, что вставленные «лапки» следует прижимать к погону как можно плотней для наилучшей фиксации звезды.

Для осуществления крепления звёзд необходимо произвести действия в следующем порядке:

  • При помощи линейки отмерить требуемое расстояние от кромок погона до центра размещения каждой из звёзд;
  • Пометить нужную точку маркером;
  • Проделать в данном месте отверстие при помощи шила;
  • Вставить в отверстие звезду и, разогнув усики, закрепить её на погоне.

Следует отметить, что с 2013 года на погонах полевой формы российских военнослужащих звёзды наносятся путем вышивки ещё на этапе производства погон. Кроме того, съёмные погоны на «офисный» тип повседневной формы одежды российских военнослужащих стали производиться с уже подготовленными отверстиями для вставки звёздочек. Таким образом, необходимость их самостоятельного крепления с тщательным отмериванием нужных расстояний становится менее востребованной.

Расположение звезд на фальш погонах

Из-за стесненных полевых условий, порой сопряженных с повышенной физической активностью, звезды очень часто срывались, а вопрос их надежного крепления стоял очень актуально. С 2013 года, на погонах полевой формы российских военнослужащих, звезды наносятся путем вышивки еще на этапе производства погон. Никакого крепления звезд больше не требуется.

Несмотря на то, что у каждого военного есть запасные звезды, все равно лишние потери никому не нужны. К тому же фальш погоны выполняют стратегическую задачу, если стандартные металлические звезды в полевых условиях могут отражать солнечные лучи, что способно выдать место расположения конкретного военного и его боевых товарищей, то фальшивые погоны , за счет того, что звезды на них вышиваются специальными нитками, сделать этого не могут.

Помимо этого подобные погоны военнослужащие могут носить ради удобства, поскольку расположение звезд на фальш погонах не нужно вымерять и крепить строго в соответствии с нормами и уставом. Они уже изначально расположены так, как следует для военнослужащего конкретного звания.

Самостоятельно солдаты звезды к фальш погонам не прикрепляют. При помощи специального производственного метода они наносятся на погоны еще на этапе их изготовления, поэтому необходимость измерять расстояние звезд на фальш погонах от края самого погона, а также расстояние между звездами полностью отсутствует.

Единственной заботой у военнослужащего или солдата будет крепление погон к кителю или просто на военную форму. Причем военнослужащему, по всей вероятности, придется прикреплять наплечные знаки отличия как на рубашку или пиджак, так и на верхнюю одежду, если это холодное время года.

К тому же полевые условия являлись и являются достаточно стесненными, поэтому военнослужащий постоянно отвлекается от непосредственно боевой задачи, чтобы проверить на месте ли металлические звезды. Еще может случиться, что звезды отрываются от погон по той причине, что они недостаточно крепко пришиты. Дело в том, что не все военнослужащие могут закрепить звезды таким образом, чтобы они держались продолжительное время.

Поэтому фальш погоны являются в данном случае беспроигрышным вариантом. Вопросом о создании подобных отличительных знаков для военных задавались еще в прошлом веке, так как в условиях войны такая проблема являлась достаточно острой.

Однако потеря звезд могла пойти на пользу в период войны, поскольку в случае попадания военнослужащего в плен, он не представлял особой ценности, если, к примеру, на самом деле он капитан , а по звездам только лейтенант. При такой ситуации и спросу с него будет меньше, хотя враг мог повести себя самым непредсказуемым образом.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.