Оглавление
Служба в военной полиции России
Служба военной полиции РФ своим предназначением имеет защиту военнослужащих как по призыву так и по контракту, а также гражданских сотрудников, присутствующих на военных сборах.
В целом, военное ведомство призвано обеспечивать правопорядок и армейскую дисциплину в войсках, заниматься в соответствии с законодательством РФ выполнением специализированного надзора, контроля, и действий разрешительного характера по обеспечению безопасного дорожного движения армейских частей, координационными действиями деятельности войсковых частей для соблюдения безопасного дорожного передвижения и охранными мерами на важнейших и особо режимных объектах, гарнизонах, военных городках.
Предназначение и задачи военной полиции
Главными задачами согласно Положению о Главном управлении военной полиции Минобороны РФ, утверждённому приказом Министра обороны РФ 24.02.2012 года являются:
осуществление на основе отдельных полномочий Минобороны действий, укрепляющих правопорядок и военную дисциплину в армии вплоть до проведения неожиданной проверки в гарнизоне;
проведение разработок российских законодательных проектов и документов другого нормативно-правового характера, правовых актов Минобороны и другой профильной документации, затрагивающей функционирование этой структуры, учитывая главные векторы и звенья в её развитии;
мероприятия для обеспечения безопасного дорожного передвижения в войсках, уполномоченные Министерством обороны действия для организации и выполнения согласно российскому законодательству спецконтроля, надзора, и функций разрешительного характера этого сектора;
меры обеспечения продвижения военных частей на дорогах и сопровождение войскового транспорта, выполнение координационных действий функционирования войсковых частей по соблюдению безопасного дорожного продвижения;
охранные меры на объектах особой важности, особорежимных объектах Минобороны, находящихся в местах какого-либо закрытого административно-территориального образования и местах ограниченного пропуска лиц иностранного государства, гарнизонных объектах и военных городках;
выполнение разработок и осуществления планового развития военно-полицейского ведомства, оптимизация его состава и структуры;
руководящие обязанности по отношению к региональным и территориальным подразделениям, контроль их функционирования;
координационные меры военно-полицейского ведомства при введении режимов общего военного или чрезвычайного положения, или в отдельных местностях, а также в угрожающий период и при военном времени;
применение быстрого и скоординированного реагирования в случае агрессии по отношению к особо важным лицам;
предоставление первой помощи и поддержки правоохранительным и войсковым частям в особых ситуациях.
Хочешь сесть — на кровать нельзя
— Как вы пришли на военную службу?
Екатерина Карамалак: Я родилась в Риге в семье военнослужащих. Детство, как и у всех детей военных, прошло по гарнизонам. После школы окончила колледж, пошла работать в сферу туризма. Быстро поняла, что это не мое. Было тяжело, и мама предложила: «Иди в армию, там твое место». Устроилась на службу в 101-ю Военную автоинспекцию в Балашихе. Перед тем как назначить на должность, меня отправили на трехмесячную военную подготовку. Жили в поле, учились стрелять, метать гранаты.
Поначалу было непросто адаптироваться к строгой дисциплине в полевом лагере. Всё, как у призывников. Хочешь сесть — на кровать нельзя. Хочешь пойти в магазин — без разрешения нельзя. Но ничего, все нормативы сдала, получила диплом. Приехала домой, закинула форму в стирку. Мама пишет, спрашивает, как дела. Я хочу сфотографировать диплом и отправить ей снимок и понимаю, что документ в форме. Потом выдали другой.
ваи
Анна Алексина
Фото: Телеканал Звезда/Алексей Иванов
Анна Алексина: Я родом из Свердловска. В 2003 году приехала в Псков, где проходила военную службу моя сестра. Пошла по ее стопам и поступила в 76-ю Воздушно-десантную дивизию. Во время службы в Пскове вышла замуж за военнослужащего, 13 лет назад родила сына Егора.
Потом перевелась в Москву в подразделение связи. Сменила много должностей — инструктор воздушно-десантной службы, техник узла связи, занималась делопроизводством. Во время военных реформ моя должность была сокращена. Для меня нашли единственное место службы — в Уссурийске в десантно-штурмовой бригаде. Два года пришлось жить вдали от семьи — сыну переезд на Дальний Восток запретили врачи.
С 2016 года служу в ВАИ. Прошла службу и в кабинете, и на дороге. И парады мы регулировали.
Право проверки документов
Это также новая возможность инспектора ВАИ. Логично, что после остановки авто нужно идентифицировать водителя.
В данном случае в ПДД также уже прописана обязанность водителя передать документы сотруднику военной инспекции. Речь идёт о пункте 2.1.1 Правил дорожного движения, который предписывает водителю передать для проверки документы сотруднику полиции. Таковым и является инспектор ВАИ.
Более того, в том же Указе Президента закреплены даже 2 термина:
- ДПС ВАИ – служба патрулирования, которая в 2020 году пока имеет полномочия остановки и проверки документов только у водителей автомобилей вооружённых сил,
- инспектор ДПС ВАИ – собственно, исполняющий обязанности по вышеназванной службе.
Но и здесь есть проблема по части проверки документов у гражданских водителей – водитель обязан не просто идентифицировать себя предъявлением документов, но и доказать, что не нарушает – у него должно быть в стандартных ситуациях 3 документа:
- водительское удостоверение,
- свидетельство о регистрации ТС,
- полис ОСАГО.
Ни один из этих документов не идентифицирует водителя, а лишь доказывает его право на участие в дорожном движении.
Но что же сделает инспектор ВАИ, если документов у водителя не окажется или вообще если установит нарушение гражданским автолюбителем нарушения ПДД?
Военно-учётная специальность (ВУС) – перечень с расшифровкой
Гражданин РФ, военнообязанный или проходящий службу в подразделениях Вооруженных сил России, в обязательном порядке должен иметь специальное удостоверение — военный билет.
Помимо личных данных, он имеет закодированное обозначение имеющейся армейской специальности или номер ВУС (военно-учетная специальность).
Код ВУС содержит буквы и цифры, номер может присваиваться не только на основе полученной им профессии военного назначения во время прохождения срочной службы или по контракту, но и на основе профильного образования, полученного в образовательных учреждениях.
Группы должностей и расшифровка ВУС на примерах
Специальность 23.05.01 «Наземные транспортно-технологические средства»
- В личном деле и в военном билете ВУС записывается как буквенно-цифровой код. После расшифровки номера можно узнать информацию следующего содержания:
- род войск, в которых гражданин проходил военную службу;
- должность;
- данные о военной профессии.
Код ВУС для разных специальностей может, расшифровывается по единому принципу. Вот несколько показательных примеров:
- 97001 –специалист оптической разведки;
- 31000 – специалист по обслуживанию радиотехнических и радиолокационных средств;
- 20300 – инженер по ремонту автоматического обеспечения танков и спецоборудования;
- 167259 642 – водитель-радист;
- 157259 – водитель-механик зенитной установки;
- 107654 – разведчик-водолаз разведывательного подразделения специального назначения;
- 107746 – старший инструктор по подготовке частей спецназначения.
- 620100 – специалист по возведению и обслуживанию сооружений различного назначения.
- 100915А – стрелок из числа рядовых и матросов.
- 998000А –годен к прохождению военной службы, но не имеет соответствующей военной профессии и не проходил военную подготовку.
- 837037А – водитель военной техники с дополнительной специальностью электрика.
Как расшифровывается код ВУС
Военно-учетная специальность «Специалист приемных радиоустройств»
Найти полный список расшифровки кодовых обозначений ВУС не удастся, потому что часть этой информации находится под грифом «Секретно».
Однако, каждый гражданин может самостоятельно определить свою военную профессию, обратившись в военный комиссариат по месту жительства.
Особенно это актуально, если данные ВУС требуются для устройства на работу.
https://youtube.com/watch?v=haWzf4oUCmc
Код ВУС начинается с трёх цифр, например:
- 100 — стрелковые;
- 034 — зенитно-ракетные войска;
- 166 — инженерные войска;
- 461 — коротковолновые радиостанции;
- 101 — пулеметные;
- 102 — гранатометные;
- 106 — разведывательные;
- 109 — снайперские;
- 837 — водители транспортных средств категории ВС;
- 998 —пригодный для службы в армии, но ее не проходил;
- 999 — ограничено пригоден к службе в армии, но не имеет военную подготовку.
Подразделения военно-учетных специальностей
После первого трёхзначного кода идёт обозначение должности, обычно это более понятная информация, раскрывающая подробную информацию о профессии. Номер дополняется цифровыми главами из трех цифр, они могут повторять первые три. Вот несколько примеров:
- 000 — без какой либо должности;
- 001 — специалист по аккумуляторам;
- 097 — заместитель командира;
- 182 — командир;
- 220 — механик, который обслуживает реактивные моторы самолетов;
- 259 — механик-водитель;
- 385 — эксперт по подрывным работам, которые проводятся под водой.
- 543 — оператор;
- 673 — специалист по измерению земли и перепада высот на местности;
- 915 — стрелок.
Для неопытного человека расшифровать ВУС достаточно сложно по причине возможности определенного сочетания цифр для обозначения конкретной специальности. Если код содержит букву, она несёт информацию об особенностях профессии:
- А — сухопутные войска, а так же береговые войска ВМФ;
- Б — специалисты по ракетному оружию-;
- Д – воздушно-десантные войска;
- К — плавсостав надводных кораблей;
- М — морская пехота;
- П — внутренние войска;
- Р — пограничные войска (ФПС; Пограничная служба ФСБ);
- Т — строительные части и подразделения;
- Е — лётный состав авиации;
- С – подразделения Министерства чрезвычайных ситуаций;
- Ф – подразделения специального назначения;
- Х — разведка горных воинских частей и подразделений;
- З — уровень образования (институт/высшее училище);
- Ш — ФАПСИ
- voinadmin
- Распечатать
Меня знают все
— Что вас привлекает в воинском труде, тем более в таком непростом?
Е.К.: По сравнению с опытом работы в гражданских организациях мне здесь нравится, что всё четко и понятно. Есть конкретно поставленные задачи, которые ты выполняешь, есть служебный график, который неукоснительно соблюдается. А кроме того, здесь нет рутины, не приходится каждый день сидеть в кабинете и заниматься одним и тем же. Когда я с утра иду на службу, я не знаю, что принесет этот день — проведем ли мы его на дороге, или, к примеру, поедем заниматься боевой подготовкой, или будем учиться каким-то другим дисциплинам. Всегда интересно узнавать что-то новое. Во время службы, например, я прошла курс экстремального вождения.
— Поначалу было сложно в ВАИ?
А.А.: Ввели в курс дела, ознакомили с делами. Готовилась, сдавала зачет по алгоритму работы. В первый раз выезжать на дорогу, конечно, боишься, но мы ездим не по одиночке.
— Как часто приходится проводить время на дорогах?
Е.К.: У нас все вне зависимости от должности регулярно выезжают на трассы. Как минимум один день в неделю мы проводим на дорогах. Сейчас идет подготовка к параду, и работать в кабинете приходится совсем мало. Встречаем и сопровождаем колонны, которые едут на репетиции.
ваи
Екатерина Карамалак
Фото: Телеканал Звезда/Алексей Иванов
А.А.: Минимум раз в месяц личный состав Военной автоинспекции выезжает на дорогу в выходные или праздничные дни. Бывают и внезапные выезды.
— Что самое сложное для вас в вашей службе?
Е.К.: Машина заметная, все на нее обращают внимание, и нет права на ошибку. Все сразу заметят, если инспектор, тем более девушка, нарушает ПДД
Зимой непросто нести службу на постах. Порой приходится стоять на морозе по шесть часов.
— Как реагируют водители, когда вы их останавливаете?
Е.К.: Сейчас, кажется, меня знают все военные водители, которые регулярно ездят по столичным дорогам. Улыбаются, приветливо разговаривают. Не раз пытались познакомиться. Кто-то потом находил в соцсетях и начинал писать. Я не реагирую — есть определенные принципы.
А.А.: У некоторых сильное удивление. Как правило, воспринимают положительно. Улыбаются, начинают шутить, спрашивают, «за что вас наказали, зачем выгнали из кабинета». Сейчас уже узнают: водители из Семеновского полка, с 147-й автобазы, из 27-й отдельной мотострелковой бригады. И военное музыкальное училище, колонну которого я регулярно встречаю в дни репетиций парада.
Редко, но бывает, когда начинают возмущаться, угрожают пожаловаться, — водитель взрослый, с большим стажем, а девушка его поучает.
Но такого, чтобы кто-то пытался воспринимать нас недостаточно серьезно, не было. Женщина в погонах вообще не такой уж уникальный случай. Понятно, что мы с ними не играем и не на вечеринке общаемся. Все демонстрируют понимание.
Разгадали маневр
— Служба на дороге подразумевает определенные риски. В вашей практике были случаи, когда приходилось демонстрировать навыки экстремального вождения?
А.А.: Случается преследования на МКАД. Если в документах не написано, что транспорт едет из Чехова в Нахабино через Москву, въезд на эту магистраль — это отклонение от маршрута. Пару раз пришлось догонять на большой скорости, когда не останавливались по требованию. Оправдывались, что не заметили.
Е.К.: Один раз военная колонна ехала по МКАД, но увидев нас, съехала на развязку. Но мы разгадали их маневр. Включили спецсигналы и поехали следом. Когда колонна остановилась, выяснилось, что Москва в ее путевом листе не значится и заезжать на территорию города она не должна была.
ваи
— Какие нарушения вы замечаете у военных водителей чаще всего?
А.А.: Одно из самых распространенных — непристегнутый ремень. Иногда обнаруживаем, что не работают внешние световые приборы. По вопросам дисциплины — отклонение от маршрута или перевозка непредусмотренного документами груза — например, автомобиль учебный, а на нем везут вещи.Бывает, что останавливаешь реанимобиль, а водитель объясняет, что едет по срочному вызову. Мы его не досматриваем, и он, не теряя времени, едет дальше. Но иногда обычная санитарная машина включает спецсигналы, чтобы быстрее двигаться в потоке при том, что такой необходимости нет. Мы пресекаем такие случаи.
Один раз мы остановили автомобиль, пассажир которого не был пристегнут. Он пытался объяснить это тем, что ему врачи сказали так ездить по медицинским показаниям. Но, извините, тогда вам вообще нельзя ездить на машине — по медицинским показаниям.
При массовых проверках, когда останавливаем все военные транспортные средства, иногда обнаруживаем, что нет аптечки, противогаза, у грузовых автомобилей — противооткатных упоров
Особое внимание обращаем на справку о прохождении медосмотра водителем — это вопрос безопасности на дорогах
Серьезные правонарушения, совершенные военными водителями, вспомнить трудно.
ваи
— Мужчины, которые выбирают профессию военного, имеют не так много свободного времени, которое он может провести с семьей. Как у вас с этим обстоят дела?
Е.К.: Для меня эта проблема не стоит — я свободна. Кто-то удивляется, как такое может быть в мужском коллективе. Но пока не встретила своего избранника.
А.А.: Моя семья привыкла. Конечно, скучаем друг по другу, иногда ребенок просит проверить уроки, а на это не хватает времени. Подолгу не получается поехать к родственникам в отпуск. Служба отнимает основное время. Получается, как бы вторая семья. Хотелось бы, конечно, побольше общения с родными, но с другой стороны, когда понимаешь, насколько свободного времени мало, ценишь каждую минуту и не упускаешь возможность сходить с сыном в музей или в парк. В каком-то смысле так общения даже больше.
Планируемые изменения
Законодатель готовит изменения в уставе военной полиции, которые значительно расширят полномочия ВАИ. Сотрудники смогут фиксировать дорожные нарушения обычных автомобилистов и пешеходов. Выписывать штраф сами служащие не будут, но смогут направить информацию в госинспекцию. А уже ГИБДД оформит штрафы и вышлет их.
Для обнаружения нарушений ВАИ будет применять различные технические средства: радары, видео- и фотоаппаратуру. Специальная техника будет использоваться в местах скопления армейских машин и при движении автоколонн по дорогам общего пользования. Изменения в уставе позволят фиксировать не только превышение скорости, но и такие нарушения дорожных правил как выезд на встречную полосу, пересечение сплошных линий и проезд под запрещающий знак.
Такие изменения закрепят уже сложившуюся практику. На данный момент редакция ПДД разрешает останавливать транспорт и пешеходов регулировщикам. Сейчас при движении армейских колонн перекрёстки перегораживаются комендантскими автомобилями и транспортом военной полиции. Они обеспечивают безопасное движение и проверяют, нет ли посторонних в колонне, контролируют потенциально опасные машины: ракетные пусковые установки, танки, цистерны с горючими веществами или грузовые машины с боеприпасами.
Согласно новым поправкам будет усилен и контроль за армейскими водителями. Сейчас сержант или солдат, управляющий личным авто, не является объектом полномочий служащих ВАИ. С изменённым уставом такие нарушители будут оштрафованы автоинспекцией по информации из военной полиции. Передавать информацию ВАИ будут в Центр автоматизированной фиксации ГИБДД региона.
Приобретение спецтехники уже началось. В конце прошлого года Министерство обороны провело электронные торги по закупке ста видеорегистраторов для авто ВАИ. Бюджет на их покупку составил 2,28 миллиона рублей.
Служащие военной автомобильной инспекции в будущем могут быть наделены полномочиями останавливать и гражданские автомобили. Пока правки не внесены, сотрудники ВАИ имеют право проверять только водителей армейского транспорта. По новому уставу инспекторы также смогут останавливать и гражданский автотранспорт и пешеходов. Штрафовать нарушителей они не будут, но смогут передать информацию работникам ГИБДД, которые уже сами выпишут штраф.
Получение военно-учетной специальности
Как мы уже отмечали выше, существует два способа присвоения гражданам специальности военного учета:
- рядовым ВУС присваивается либо на основании уже имеющегося у них образования, либо после завершения обучения в учебной части;
- будущим офицерам, обучающимся в военных училищах, и обучающимся в гражданских вузах, имеющих военную кафедру, ВУС присваивается по окончании вуза.
В данной статье мы рассматриваем только присвоение ВУС рядовым, то есть лицам, подлежащим призыву на военную службу и годным к военной службе по состоянию здоровья и образовательному уровню.
Подготовка по военно-учетным специальностям предусмотрена для граждан мужского пола, достигших 17-летнего возраста. Отбор и направление граждан в соответствующие учебные учреждения производится силами военкоматов.
Полезно знать, что граждане, овладевшие сложной ВУС, при призыве на военную службу имеет право на выбор вида и рода войск Вооруженных Сил РФ для службы.
Итак, как происходит присвоение ВУС?
На первом этапе гражданин ставится на воинский учет. Для этого он является в военкомат по полученной повестке. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет.
При первоначальной постановке на воинский учет военкомат проводит предварительный отбор для подготовки по ВУС. При этом проводится профессиональное и психологическое тестирование, после чего выносится заключение о профессиональной пригодности к подготовке по ВУС и военной службе на конкретных воинских должностях. Все это означает, что не все призывники до начала службы в армии получают военно-учетную специальность.
На втором этапе гражданин проходит контрольный медицинский осмотр и собеседование в военкомате для подготовки по ВУС.
На третьем этапе военный комиссар издает приказ о направлении на обучение и информирует об образовательном учреждении, в которое гражданин зачислен, о специальности (имеется в виду, военно-учетной), по которой гражданин будет проходить подготовку, а также о времени начала занятий.
На четвертом этапе гражданин сдает выпускные экзамены и получает удостоверение об окончании образовательного учреждения по соответствующей ВУС и присвоении квалификации. При этом граждане, прошедшие подготовку по специальностям водителей транспортных средств, получают свидетельство, на основании которого могут сдать экзамены в ГИБДД и получить водительское удостоверение.
На последнем этапе районные военкоматы вносят запись о полученной гражданином военно-учетной специальности в его личное дело призывника.
Униформа, экипировка и др.
Отличительные элементы формы одежды российского военного полицейского — красный берет, черная нарукавная повязка со словами «Военная полиция» и аббревиатурой «ВП», а также нагрудный знак.
В отличие от остальных военнослужащих, военные полицейские, помимо личного боевого оружия, имеют на вооружении спецсредства — наручники, резиновые дубинки, травматическое оружие, электрошоковые устройства. В комплект штатной экипировки военного полицейского включаются индивидуальные средства фотовидеофиксации.
На оперативные автомобили ВП (обычно они выкрашены в защитный темно-зеленый цвет) в 2016-2017 годах наносилась синяя полоса с надписью «Военная полиция» и эмблемой ВС РФ. С 2017 года цветографическая схема изменена: теперь это красная полоса с белой окантовкой и надписью «Военная полиция», а на капоте — белые буквы «ВП» на красном поле. Автомобили снабжаются проблесковыми огнями синего цвета и сиренами. Окраска машин ВАИ в целом повторяет окраску автомобилей Госавтоинспекции МВД России (синяя полоса, сине-красные проблесковые огни).
Что за изменения в полномочия военной полиции?
Речь идёт о 3 основных новых правах:
- право остановки автомобилей сотрудниками ВАИ,
- право проверки документов ими же,
- оснащении техники и объектов вооружённых сил камерами автофиксации, аналогично ГИБДД/ЦАФАП.
В обоснование изменений указывается главная задача – контроль над обеспечением безопасности дорожного движения при движении военных автоколонн по дорогам общего пользования, контролирования внутренних военных объектов (камеры автоматической фиксации нарушений), а также отслеживание нарушений ПДД военнослужащими на личных автомобилях.
Казалось бы, ничего необычного – просто военным хотят дать право эффективнее контролировать безопасность дорожного движения в рамках самих военных.
Но есть проблема!
Фактически об обновлениях законодательства говорится как о праве сотрудников военной полиции останавливать в том числе и гражданские машины. А это уже приравнивает их в таком праве к ГИБДД.
И никто не знает, чем это может обернуться для обычных водителей. И, главное, насколько может усилить коррупционную составляющую при общении в сотрудниками полиции.
Эта тема закрыта для публикации ответов.