Туннельный эффект — одна из самых опасных ситуаций, которые могут произойти с нами, когда мы находимся за рулем, потому что он влияет на наше зрение и восприятие во время вождения.
Обновлено: 28 Jun 2023, 10:00 AM EDT Опубликовано: 29 Apr 2023, 11:38 AM EDT
Эффект туннеля, эффект аккордеона, эффект подглядывания, эффект подводной лодки. Эти названия связаны с плохими привычками вождения или реакцией водителя на определенные дорожные ситуации. Что такое туннельный эффект в вождении, чем он вызван и почему опасен.
Опасный туннельный эффект возникает, прежде всего, при движении на скоростях, значительно превышающих рекомендуемые. Он также возникает при вождении под воздействием психоактивных веществ или в состоянии сильного стресса, тревоги или гнева.
Что такое туннельный эффект при вождении?
Туннельный эффект — это потеря водителем бокового поля зрения. Другими словами, когда угол обзора уменьшается, ограничивая его тем, что находится впереди и в центре дороги.
Это буквально похоже на то, как если бы вы ехали по некоему виртуальному туннелю, хотя на самом деле находитесь на открытом пространстве.
Эффект туннеля — одна из самых опасных ситуаций, которые могут произойти с нами, когда мы находимся за рулем, поскольку он влияет на наше зрение и восприятие во время движения. Основная проблема заключается в том, что, снижая периферийное зрение, он уменьшает способность водителя реагировать и предвидеть, а также способствует усталости, отвлекающим факторам и агрессивности.
Другими словами, когда возникает туннельный эффект, мы подвергаемся большему риску попасть в аварию, поскольку он напрямую влияет на наше восприятие, а также на способность реагировать в случае непредвиденных обстоятельств.
Что вызывает туннельный эффект
Давайте рассмотрим, что вызывает туннельный эффект:
- Конус зрения и скорость: наша способность видеть на дороге зависит от скорости, с которой мы едем. Чем быстрее вы едете, тем меньше угол обзора. Когда мы неподвижны или едем медленно, у нас полное периферийное зрение. Но в зависимости от скорости движения угол обзора начинает уменьшаться. Например, при скорости 65 км/ч угол составляет 70º, при 130 км/ч он уменьшается до 30º, а при 150 км/ч — до 18º.
Эксперты объясняют, что начиная со 130 км/ч периферическая острота теряется, а вместе с ней и возможность правильно оценивать расстояние или скорость, а также воспринимать элементы окружающей обстановки (знаки, другие транспортные средства и т. д.).
- Алкоголь и другие наркотики: употребление алкоголя или наркотиков влияет на зрение и изменяет перцептивные функции. В случае с алкоголем движения глаз сокращаются и замедляются, поэтому не только ухудшается качество зрения, но и мы воспринимаем меньше информации из окружающей среды.
Также нарушается конвергенция глаз, необходимая для правильной оценки расстояний, и становится сложнее правильно рассчитать свою или чужую скорость.
- Стресс и тревога: и то, и другое — это механизмы реакции на определенные ситуации, и когда мы испытываем стресс или тревогу, мы не можем использовать свои лучшие ресурсы для решения непредвиденных проблем. Они не только вызывают тахикардию, потливость, одышку или головокружение, но и могут повлиять на зрение.
Как избежать эффекта туннеля
Единственный способ избежать страшного эффекта туннеля — ездить с умеренной скоростью и всегда соблюдать дорожные знаки. Помните, что чем шире поле вашего зрения, тем больше знаков вы видите, тем больше информации получаете из внешнего мира и тем лучше реагируете на непредвиденные обстоятельства.
Поэтому, чтобы избежать эффекта туннеля, необходимо вести машину хорошо отдохнувшей, не употреблять алкоголь или наркотики и соблюдать максимальную скорость. Если вы переживаете момент стресса и беспокойства, откажитесь от руля. Оставьте машину дома.
Если вы расстроены, вы склонны превышать скорость и вести себя агрессивно. Переключение на пониженную передачу — лучшая реакция в те дни, когда у нас не все фары «включены».
Вам может быть интересно:

Эта тема закрыта для публикации ответов.