Оглавление
11августа
Группа выехала из Новосибирска 11 августа в 4:00 на двух личных автомобилях. Это позволяет значительно сэкономить транспортные расходы. Одна машина (за рулем Валерия Одаренко) стартовала из студгородка. Загружались с 3:30. Вторая машина (за рулем Антон Лончаков) — со Шлюза. По дороге в целях безопасности на дороге не использовали движение «колонной», поэтому ехали раздельно. Машина А.Лончакова позавтракала в Тальменке, машина В.Одаренко — в Бийске (к 8:00 поели и выехали из Бийска. В 9:40 в Майме попытались купить местный сыр, имеющий высокое качество, но магазин был закрыт. Купили сыр в Соузге, Семинский перевал миновали в 12:00, в 13:20 пообедали в закусочной «Придорожная» на 643 км за Онгудаем. В 13:40 выехали, в 16:30 приехали в Кызылташ, поставили машины во дворе Славы, обеспечивающего нашу заброску. Начали одеваться и паковать рюкзаки.
В 17:40 выехали из Кызылташа. В 19:30 Слава остановился на перекур, размяли ноги, сфотографировали верблюдов. В 19:35 произошла неполадка в машине, сломался бензонасос, поэтому также произошла непредвиденная остановка. В связи с изложенным, прибыли на место первой ночевки в 21:15. На ужин рыбный суп, дежурят Алена с Сережей.
Долина Актру (Актуру)
Ввиду своей относительно хорошей доступности, (до ущелья можно добраться на автомобиле повышенной проходимости), долина Актру является самой популярной достопримечательностью Северо-Чуйского хребта.
Долина Актру названа по имени реки Актру, истоки которой располагаются на окрестных ледниках. Долина окружена высокими заснеженными горами, высота которых превышает 3500 м. Здесь расположена вторая по высоте вершина Северо-Чуйского хребта — ледник Актру, высотой 4044 м.
Это один из центров альпинизма на Алтае, здесь берут свое начало горные маршруты от первой (самой простой), до шестой (высшей) категорий сложности. Первый альпинистский лагерь, который находится на высоте 2150 м, появился на этом месте ещё в 1938 году. Несмотря на то, что с тех пор прошло уже немало лет, и туристический бизнес, конечно же, развивается, до сих пор альплагерь Актру является практически единственным «оазисом» инфраструктуры в этом горном районе.
Специалист
Сегодня альплагерь Актру — туристская база круглогодичного действия, на которой могут остановиться не только альпинисты, но и все любители природы. Кроме того, долина Актру популярна и среди фрирайдеров. Здесь, обладая специальной физической и технической подготовкой, можно кататься на горных лыжах или сноуборде в любое время года, правда, здесь нет оборудованных подъемников и специально проложенных трасс.
Из альплагеря можно совершать радиальные выходы к ледникам Большой и Малый Актру, к высокогорному Голубому озеру, к вершинам Кызыл-Таш (3486 м), Караташ (3534 м) и Купол Трёх Озёр (3556 м), с которых открываются великолепные панорамы на Курайскую степь и горы Алтая. Эти маршруты возможно пройти в сопровождении инструктора, а можно самостоятельно — тропа специально оборудована, на всем ее протяжении тропы встречаются указатели.
Ледник Малый Актру имеет протяженность около 3 км и площадь более 3 кв. км. Ледник занимает долину между вершинами Караташ и Купол Трёх Озёр, мощность льда Малого Актру доходит до 92 м. Путь от альплагеря до Малого Актру займет около часа в одну сторону.
Ледник Большой Актру, площадью более 11 кв. км и протяженностью около 8 км, является главным и самым крупным из ледников Актру. Мощность льда в некоторых местах достигает 350 м. Он имеет два «рукава» — меньший по размеру Правый Актру и больший — Левый Актру. В районе нижней части ледника, на высоте 2840 м над уровнем моря, находится Голубое озеро. Дорога до Голубого озера от альплагеря Актру займет до 4 часов в одну сторону
Голубое озеро является отправной точкой восхождений на целый ряд вершин. С севера и северо-востока озеро обрамляют крутые скалистые склоны, южный берег озера — более пологий, образован ледниковой мореной. Вода в озере бирюзового цвета, но очень холодная — даже жарким летом ее температура не поднимается выше +2 градусов. Глубина озера — 14 м. Лед на озере держится со второй половины сентября до начала июня.
Панорама «Северо-Чуйский хребет зимой» (точное место — Голубое озеро в ущелье Актру)
Общие сведения
Район похода — Южно-Чуйский хребет — представляет собой составную часть горной системы Центрального Алтая. Он объединяется так называемой Карагемской перемычкой с Северно-Чуйским хребтом, однако имеет свою специфику, которая, наряду с территориальной обособленностью, способствует его выделению как отдельного интересного района для проведения спортивно-туристских мероприятий. Абсолютные высоты вершин и перевалов Южно-Чуйского хребта отличаются от его «соседа» Северно- Чуйского в меньшую сторону. Высшая точка Южно-Чуйского хребта — гора Ирбисту (3968 м).
В то же время, что важно для участников спортивных походов низших категорий сложности, он дает представление о «настоящих» высотных районах: этому способствует отсутствие лесов (что в данном случае является следствием специфического засушливого климата, близостью Чуйской степи и Монголии, а не высотой над уровнем моря). В силу климатических особенностей, данный район отличается относительно низкой лавиноопасностью
Кроме того, район чрезвычайно интересен своим оледенением, площадь которого превышает 200 км2. Самый крупный ледник района — Большой Талдуринский, который имеет питание с фирновых полей таких вершин как Иикту, Ольга и другие. Этот удивительный природный объект был открыт географом проф. Василием Сапожниковым в 1898 году. В настоящее время в мире происходит повсеместное таяние ледников этот процесс, как можно убедиться, затрагивает и ледники Южно-Чуйского хребта.
Туристическая инфраструктура района развита слабо, в связи с чем проводимые здесь спортивные мероприятия отличаются достаточной степенью автономности. Это делает походы в районе хорошей школой для формирования навыков прохождения автономных маршрутов.
Маршрут, который был нами запланирован для прохождения с группой участников из Секции горного туризма Спортклуба НГУ, имеющих опыт походов I к.с., составлялся с намерением решить несколько задач. Было выдвинуто три основных цели: 1) осуществить подготовку группы к спортивным походам в высотные районы, обладающие высокой степенью автономности 2) провести поход, который был бы доступен для группы по финансовым соображениям (поскольку данный район является наиболее бюджетным вариантом категорийного горного похода для студентов из г. Новосибирска) и 3) осуществить знакомство участников группы с такими формами горного рельефа, как закрытые и открытые ледники и т.д., продолжить подготовку группы к прохождению маршрутов последующих категорий сложности.
Внимание было уделено вопросу безопасности: в том числе, проработке запасных и аварийных вариантов прохождения и завершения маршрута для тех случаев, если запланированный маршрут не удастся реализовать. К сожалению, данная проработка оказалась востребованной
В силу епредвиденных обстоятельств, связанных с внезапно впервые возникшим заболеванием наиболее опытного участника похода (усилителя), группа была вынуждена совершить аварийный выход с запланированного маршрута. Была достигнута слаженная работа группы, направленная на эвакуацию. Участники, помимо прохождения маршрута, получили опыт эффективного группового взаимодействия в ситуации непредвиденной опасности для жизни одного из участников.
График движения
День пути |
Дата |
Участок пути |
Протяженность, перепад высот |
Характер пути, естественные препятствия, опасные участки |
Метеоусловия |
11.08.15 |
Новосибирск — с. Бельтир — р. Аккол. |
— |
На двух личных автомашинах добрались до Кызылташа, далее на УАЗе «буханка» забросились через с. Бельтир на р.Аккол, где встали на ночевку в 21:50. |
Ясно, ночью t воздуха +10° |
|
1 |
12.08.15 |
Поход под перевал Ленинградский. |
15,8 км, +967, -227 м |
Подход по реке Аккол, ручью Тура-Оюк (слева от водопада поверху), по моренам. Обед на озере, выход по моренным валам к перевальному взлету. |
Ясно, ветрено |
2 |
13.08.15 |
Перевал Ленинградский, спуск на р.Талдура. |
7,5 км, +372, -1044 м |
Подъем по мокрой осыпи на перевал (две ходки), Спуск по осыпи со слежавшейся глиной, обход справа языка ледника, спуск по травянистому склону, террасам, далее лесу до р.Талдура. После обеда движение до альп.стоянок на р.Талдура. |
Ночью идет мокрый снег. Днем пасмурно, снег, на спуске и далее — дождь. |
3 |
14.08.15 |
Подход под перевал Троих (выход на ледник Б.Талдуринский). |
7,9 км, +522 м |
Движение вверх по р.Талдура, брод по разливу в верховье, выход на ледник (открытый, имеются среднего размера трещины). |
Ночью дождь, днем пасмурно, низкая видимость. |
4 |
15.08.15 |
Подъем на перевал Троих, полудневка. |
3,4 км, +458 м |
Передвижение по леднику в связках. Минуем бергшрунд с организацией страховки на ледобурах. Продолжаем движение по закрытому леднику в связках, обходим спуск в чашу озера перед пер.Троих траверсом склона справа по ходу движения, обед на пер.Троих. В связи с начавшимся снегопадом полудневка. |
Пасмурно, туман, низкая видимость, после обеда снег, пурга. |
5 |
16.08.15 |
Спуск с перевала Троих, лед.Узургу, пер. Безымянный. Везапная болезнь одного из участников. |
4,4 км, +351, -444. |
Спуск в пер.Троих (две веревки, далее пешком), спуск в цирк (склон осыпной), минуем «Перелаз», где обедам. Через лед.Узургу выходим к взлету пер.Безымянный. По ходу подъема один из участников снижает скорость, на спуске теряет возможность самостоятельного |
Ясно. |
6 |
17.08.15 |
|
1) 0,45 км, -179 м. 2) 25 км |
Завершаем спуск заболевшего участника на снежник, после чего двое участников были отправлены за помощью, остальные остались с больным, выровняли площадку под палатку, следили за состоянием. |
Ночью +5°. Днем ясно, жарко на солнце. |
7 |
18.08.15 |
|
1) — 2) 17 км |
Больной лежит в палатке, помощь не поступает. К вечеру возвращаются двое отправленных за помощью. |
Ясно, жарко на солнце. |
8 |
19.08.15 |
Эвакуация больного участника вниз по р.Аккарасу. |
18,9 км, +359, -1546 |
Начинаем движение вниз. Переводим больного через морены (крупная осыпь, идет без рюкзака). Далее спуск по «зеленке», далее по лесу вплоть до трассы Джазатор — Кош- Агач. |
Ясно. |
9 |
20.08.15 |
Отдых после эвакуации. |
— |
Больной отказывается от госпитализации в Кош-Агач. Слава из Курая привозит группу на базу для отдыха перед обратной дорогой. |
Ясно. |
10 |
21.08.15 |
п. Кызылташ — Новосибирск. |
— |
Утром группа выезжает в Ноовсибирск. |
Ясно. |
Высотный график
|
Дневник похода
Если не оговорено особо, термины «левый» и «правый» в отчете понимаются в орографическом смысле. Время – GMT +6, Новосибирск (разницы с республикой Алтай у Новосибирска нет). Средняя продолжительность одной ходки составляла в первый день 30 минут, во второй — 40 минут, далее 45 минут. Время подъема регулировалось в ходовые дни в зависимости от дневной задачи и погодных условий от 4:00 (самый ранний подъем) до 6:00.
Как добраться
Ближайшими к Северо-Чуйскому хребту городами являются Бийск (расстояние около 500 км) и Горно-Алтайск (примерно 400 км), 30 км из которых необходимо будет преодолеть пешком, либо проделать часть пути на автомобиле повышенной проходимости.
Маршрут до хребта проходит по федеральной дороге Р-256 — Чуйский тракт, через села Акташ, Чибит и Курай. Далее — в режиме похода почти 30 км пешком.
Координаты Северо-Чуйского хребта для навигатора: 50.063198, 87.633465
В зависимости от того, какую программу вы наметили, маршрут будет незначительно отличаться.
Так, на маршруты в долину Актру отправление будет из села Курай (826 км Чуйского тракта), в долину Мажоя — с 801 км Чуйского тракта, в долину Шавлы — от 780 км Чуйского тракта (ориентир — мост через реку Чуя перед селом Чибит).
Маршрут из Горно-Алтайска до села Акташ по Чуйскому тракту
Доступ в долину Актру — самый простой из всех. В хорошую погоду на машине получится доехать ближе к отрогам — до указателя «Кордон-перевал 500 м» (также известного у туристов как «Перевалка»), внедорожник позволит заехать еще дальше почти на 8 км, но нужно учитывать, что на пути есть речной участок, который машине придется преодолевать вброд.
Так как общественный транспорт не ездит в эти края, а на легковом транспорте возможности добраться нет, очевидно, что для того, чтобы осмотреть все красоты и потаенные Северо-Чуйского хребта, одним из лучших вариантов может стать поездка в составе организованной тургруппы. Подобные экскурсии легко приобрести заранее. Зачастую программы включают в себя комфортную доставку до места сбора группы, сплавы по рекам там, где невозможно пройти пешком, преодоление некоторых участков пути на лошадях или «забросы» на внедорожниках в труднодоступные места.
Видео «Пейзажи Северо-Чуйского хребта»
12августа
Подъем был назначен дежурных на 7:00 (Алена и Сережа), группы — на 7:30, но спонтанный подъем возник в 6:15. Общий подъем, перевернули тенты палаток, чтобы они подсохли.
Погода замечательная.
7:34 позавтракали, собираемся к выходу. У дежурных есть подозрение, что сожгли слишком много бензина на завтраке и прошедшем ужине, хотя чай мы варили на газу Славы из Кызылташа, который был у него в машине. Поэтому сегодня вечером замеряем количество бензина на готовку. (Подозрение о перерасходе не подтвердилось.)
Первая ходка 8:00 — 8:30. Подходим по Акколу к подъему в сторону Тура-Оюка. Вторая ходка 8:35 — 9:05. Поднялись по травянистому склону и по карликовой березке слева от водопада на Тура-Оюке. Миновали его по верху на третьей ходке, третья ходка 9:05 — 9:30. Стараемся идти по траве, а не по карликовой березе. Четвертая ходка 9:35 — 10:10.
Спустились вниз, перепрыгали по камням ручей и встали привалом под мореной, которая загораживает нам озеро и наш перевал.
Пятая ходка 10:15 — 11:00. За это время поднялись на моренный вал, который отделяет ущелье Тура-Оюка от озера. Собираются облака, подул ветер. Девочки — Наташа Антонова и Алена Литвиненко — налегке отправляются на разведку, чтобы посмотреть, как лучше спускаться по моренам к озеру. Кое-кто еще раз подклеивает ноги во избежание натертостей. Собираемся спуститься к озеру следующей ходкой.
Шестая ходка 11:15 — 11:45. Первые участники вышли к озеру в 11:45, последние к 12:00. Поэтому решено устроить здесь обед, нашли относительно сухое место. Здесь ветрено, однако у нас есть хорошая ветрозащита для горелок. Погода в целом нормальная, но небо затягивается, облачность. Настроение у группы бодрое, все сняли ботинки, все рады. Обед.
Первая ходка после обеда 14:00 — 14:30. Поднялись на первый моренный вал над озером. Поднимались от озера, выбирая травянистые участки на склоне ближе к выступающей части морены, по травянистой «дорожке». Собираемся пойти по одной из моренных гряд, выбираем по какой.
Вторая ходка 14:45 — 15:15. По моренным валам, которые спускаются прямо от перевала и преграждают путь. Третья ходка 15:35 — 16:05. Минуем морены. После разведки возникает животрепещущее обсуждение моренных гряд. Принято решение пересекать гряды, а уже затем идти по гребню подходящей морены, если таковая обнаружится.
Четвертая ходка 16:20 — 16:45. Мы миновали морены и завершили последнюю на этот день ходку, подойдя к перевальному взлету Ленинградского. Группа в конце немного растянулась, но в 17:05 вся она собралась на месте ночевки. Здесь не очень хорошо с водой, поэтому мы сейчас ищем — снежников рядом нету, ручья тоже. Хотя почва при этом мокрая, болотистая.
Нашли место, где меньше ветра (площадка на несколько метров ниже под прикрытием морен), здесь и ставим палатки. Площадку приходится разравнивать, убирая особенно выдающиеся камни.
18:00 готовим ужин: рис с мясом и сухими овощами. Дежурят Антон Лончаков и Ульяна Капешина. Собираемся сделать ранний отбой и ранний подъем. Погода хорошая, в нашей низинке ветра практически нет, хотя мы видим, что откуда-то с Талдуры идут тучи.
Северо-Чуйский хребет на Алтае
Северо-Чуйский хребет, находящийся в Алтайском крае, имеет очень похожие погодные условия с Катунским и, кстати, располагаются они параллельно. В центре данного хребта находится Биш-Иирду, который представляет собой горный узел. Данный горный узел излюбленное место у альпинистов, потому что здесь оледенение занимает самую большую площадь и в связи с этим имеются разнообразные пути для восхождения.
В данном месте располагается альпийский лагерь Актру, популярный как у опытных альпинистов, так и у новичков, которые просто хотят посмотреть на горные вершины (рядом здесь расположены ледники Актру). В этом месте очень часто проходят сборы альпинистов.
А так же здесь имеется возможность заполучить значок «Альпинист России» для этого надо пройти полный курс альпинистов, а еще можно заполучить спортивный разряд.
Как добраться
Движение следует начинать от г. Бийска, далее необходимо будет проехать через Сростки, Майму, Манжерок, Усть-Сема, Шебалино, Семинский перевал, Онгудай, Иня, Акташ, Курай, Северо-Чуйский хребет. Бийск расположен приблизительно в 520 километрах от Северо-Чуйского хребта.
Тридцать километров из этого пути вам предстоит пройти пешим ходом. После того, как Вы отправитесь из города Бийск и преодолеете реку Бию, через имеющийся мост, вам нужно будет ехать исключительно прямо. За городом вы попадете на Чуйский тракт, его старую часть. Вас порадует отличное состояние дороги, причем непосредственно за городом будет трасса с четырьмя полосами движения. Однако проехав километров 20, Вы окажетесь на простой дороге с двумя полосами.
Кстати, на всем протяжении пути состояние дороги просто отличное. Когда вы проедете приблизительно 150 километров, то окажетесь возле развилки близ населенного пункта Усть-Сема. Вам надо будет повернуть вправо и продолжать свой путь по трассе М-52, которая ведет на Таштану. На пути вам должен встретиться недавно построенный мост через реку Катунь. Вам следует переехать через него. Неподалеку имеется еще один мост, только старый, так вот по нему так же можно добраться до Таштаны свернув вправо.
Затем, вы должны проехать через Семинский перевал, который является наивысшей точкой данного тракта. Однако преодолеть его довольно просто на любом транспорте и в зной, и в дождь, и в снег. Дорога здесь так же превосходного качества.
Преодолев еще километров восемьдесят, вы окажетесь возле перевала под названием Чике-Таман. Он очень красивый, но и проехать по нему будет сложнее, но особых трудностей это не доставит.
Проехав через населенный пункт Купчегень, вы окажетесь на дороге, идущей вдоль реки Катунь. Проехав через населенный пункт Иня, вам следует двигаться к месту, где Чуя соединяется с Катунью.
Далее, дорога будет следовать над рекой Чуя. Преодолев населенные пункты Ак-Бом и Чибит, вскоре вы окажетесь возле села Акташ.
Описание действий группы после прохождения пер.
Безымянный (18 августа — 21 августа)
Утром 17 августа на спуске с перевала Безымянный (верховья водораздела реки Узургу и реки Аккарасу) у участника Владимира Сильченко (1958 г.р., в группе был усилителем) при попытке подняться возникла боль в животе, настолько сильная, что он не мог повернуться и самостоятельно двигаться. Ранее В.Сильченко не замечал подобных проблем со здоровьем. Также до выхода на маршрут он проходил врачебное обследование, где никаких проблем установлено не было.
Первое решение было принято — с целью дальнейшего спуска провести обезболивание теми средствами, которые имелись в походной аптечке. Была сделана инъекция кетонала 2 мл внутримышечно и по мере обезболивания начат спуск.
Рюкзак пострадавшего был перенесен вниз под перевальный взлет участником Антоном Лончаковым.
Спуск больного был произведен с использованием перил – Сергей Конопелько контролировал спуск В.Сильченко, встегнувшись ниже, на тот случай если больному станет хуже. Спуск на участке пологий, по средне-мелкой осыпи около 30й, тент палатки (для ночевки), горелка 1 шт., продукты на сутки, навигатор, карта, записка о состоянии больного и координатах местонахождения группы, записка с номерами телефонов (ПСО в г. Горно-Алтайск, Юдин В.А., Симонов Н.А.).
В связи с тем, что группа оказывалась сильно ослаблена (1 больной плюс двое мужчин, из которых один школьник, и четверо женщин), А.Лончакову и Е.Пыловой было дано задание вернуться к группе не позднее вечера 18 августа. Им была дана информация, что в случае их невозвращения к данному сроку, группа начинает спуск вниз, т. к. имеет ограниченный запас продуктов и бензина.
А.Лончаков и Е.Пылова спустились до трассы Кош-Агач—Джазатор, далее на попутной машине — до места, где имелась сотовая связь, откуда произвели звонок в ПСО Горно-Алтайска около 17:00 местного времени.
Группа была зарегистрирована в ПСО г. Горно-Алтайск под №311. А.Лончаков сообщил о местанохождении группы и состоянии пострадавшего. На следующий день (как мы выяснили позже) появилось сообщение МЧС следующего содержания: «Сегодня группа спасателей республиканского поисково-спасательного отряда совершает восхождение по маршруту на перевал Безымянный для эвакуации туриста, у которого в ходе похода возник приступ панкреатита. Вчера в 13.45 (мск) в оперативную дежурную смену центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Алтай от неустановленного участника зарегистрированной группы № 311, поступило сообщение о том, что участник группы — мужчина 1958 г.р., находится в тяжёлом состоянии, самостоятельно передвигаться не может, предположительно приступ панкреатита. Группа и заболевший находятся на высоте 2800 метров на леднике на южной стороне перевала Безымянный. В 17.00(мск) к месту происшествия, для проведения поисково-спасательных работ направлен республиканский поисково-спасательный отряд казенного учреждения Республики Алтай в составе 6 человек, 1 единицы техники».
Оперативный дежурный предложил сделать звонок по месту дислокации вертолетчиков. Звонила Е.Пылова, сообщила и несколько раз повторила координаты местонахождения группы, дежурный их повторил. На следующий день появилось сообщение информационного агентства «Омск регион»: «Вчераотнеустановленногоучастника зарегистрированной группы № 311 на пульт дежурного поступило сообщение о том, что участник группы, мужчина 1958 года рождения, находится в тяжелом состоянии, самостоятельно передвигаться не может, у него предположительно приступ панкреатита. Группа и заболевший находятся на высоте 2 800 метров на леднике на южной стороне перевала Безымянный. Спасателям вновь пришлось вылетать за пострадавшим».
пер. Дева Мария (2Б)
7 мая, пер. Дева Мария
Достоверной информации о перевале Дева Мария нам удалось найти не много. Было известно его расположение, а также то, что он был впервые пройден кемеровчанами в 2006 году. После этого они же спускались с него в долину р. Аккол после траверса вершины 3695 (Дева Мария) в 2007 году. Описание последнего прохождения у нас было, хотя оно и вызывало некоторые сомнения. Если верить ему, группа спускалась, держась правой стороны и лавируя между скалами, таким образом, обойдя ледник. Затем они сбежали по склону в долину, причём весь спуск с перевала занял 45 минут. У нас были фотографии перевального взлёта со стороны р. Аккол и фотографии некоторых элементов восточного склона. Однако никаких описаний прохождения восточной стороны нам найти не удалось, поэтому приходилось полагаться на скудные фотографии и космоснимки. Ещё одна особенность перевала Дева Мария заключается в большом наборе высоты от р. Аккол (около 1300 м), поэтому нам было необходимо начинать подъём как можно раньше, тем более что техническая сложность перевала была неизвестна.
В целом, мы считаем, что сложность пер. Дева Мария вполне соответствует 2Б. По крайней мере, в наших условиях он был посложнее, чем пер. Девяти. Подъём со стороны р. Аккол по леднику (около 400 м) при меньшем количестве снега может потребовать провешивания большого числа верёвок, а обход ледника, как мы выяснили, может быть небезопасным. Кроме того, последний спуск по снежному склону в других условиях легко мог бы оказаться лавиноопасным, а страховку там организовать непросто. Возможно, в такой ситуации правильнее спускаться из верхнего цирка на юг, по скально-осыпному склону.
8 мая
Около 15:00 за нами приехал УАЗик, который отвёз нас в Чаган-Узун. Весь следующий день мы провели в дороге и к вечеру приехали в Новосибирск. Надо сказать, что уезжая с Алтая мы в очередной раз видели хребты, затянутые облаками.
Выводы и рекомендации
Нами пройден маршрут 4-й категории сложности в районе Южно-Чуйского хребта. Маршрут включает в себя сквозное прохождение шести категорийных перевалов: 1Б — два, 2А — два, 2Б — два. Отклонения от заявленного маршрута — отказ от траверса п. Иикту и п. Отец Фёдор — были связаны с особенно плохой погодой в этом году.
На первый взгляд, маршрут получился не сильно техничным (не повесили ни одной верёвки), что было связано с исключительно удачным состоянием снега практически на всём протяжении маршрута. Зато мы хорошо отработали личную технику и при хождении в связках по различным снежным склонам. К сожалению, не удалось побывать на одной из высочайших вершин Южно-Чуйского хребта — п. Иикту, но мы увидели южную сторону хребта, которая тоже по-своему интересна.
В целом, Южно-Чуйский хребет позволяет организовывать маршруты с первой по четвёртую категории в межсезонье при невысокой лавинной опасности многих перевалов. Так что, этот район не зря особенно популярен в весенний период. К сожалению, в этом году погода была хуже среднего: больше половины времени стояла облачная погода, часто низкие облака мешали прохождению маршрута. Тем не менее, нам удалось пройти большую часть заявленных препятствий.
https://youtube.com/watch?v=gJ1F_AxZGnc%3F
Автор видео — Василий Коваль.
https://youtube.com/watch?v=xtVF2pYoluo%3F
14августа
Всю ночь сохраняется непогода, поэтому подъем с 5:00 переносим на 6:30. К этому времени дождь практически заканчивается, общий подъем в 7:10. Дежурят Володя Сильченко и Наташа Антонова.
Первая ходка 9:00 — 9:45. Идем по Талдуре. Вторая ходка 9:55 — 10:35. Та же Талдура, приближаемся к Большому Талдуринскому леднику. Третья ходка 10:45 — 12:20, принимаем решение о броде Талдуры, переходим в верхней ее части по разливам и выходим на ледник. Ледник открытый, достаточно сильно подтаявший. Прошли первые метры в кошках, надев обвязки, пока без связок.
Увидев первые трещины, принимаем решение организовать две связки. Первая связка в количестве пяти человек, во главе с Володей Сильченко. Вторая из четырех человек, первым шел Сергей Конопелько. Трещины встречаются достаточно глубокие.
Заобедали, укрывшись от ветра под большим камнем, рядом с которым тек ручеек, с 14:30 до 16:00. Провели практическое занятие по вкручиванию ледобуров. Вперед собираемся идти правее ледопада, что и осуществляем следующие две ходки.
В 18:10 остановились на ночевку напротив ледопада. Впереди в южном направлении — наша завтрашняя цель, взлет на плато, прямо над нами.
Эта тема закрыта для публикации ответов.