Паколь

Алан-э-Дейл       20.03.2024 г.

Оглавление

Традиции

Пуштуны — самый многочисленный в мире народ, не утративший родоплеменное деление. Эти отношения играют огромную роль в жизни населения. У них имеется 60 племен, которые включают в себя около 400 родов. Каждый род состоит из кланов. Это семейства, управляемые старейшинами. Рода возглавляют вожди, каждое племя подчиняется хану. Совет племени называется джирга. Особенностью культуры пуштунов является строгое следование их закону — Пуштунвали. Это некий свод ценностей, традиций, норм, контролирующих поведение людей в любых ситуациях. Пуштуны почитают Коран и опираются на его законы, однако если какое-то положение Пуштунвали идет вразрез с исламской верой, то руководящими принципами будут пуштунвалийские. Главные принципы пуштунвали:

  1. Сохранение своего достоинства, национальной гордости.
  2. Порядочность, благопристойность, почитание бога.
  3. Упорство в достижении цели.
  4. Равноправие.
  5. Незапятнанная честь, сохранение репутации.
  6. Право отмщения.

Истинным пуштуном считается тот, кто делами подтверждает принципы Пуштунвали. Такой человек достоин уважения всего племени. В первую очередь мужчина должен организовать свою жизнь и быт. Это означает умение распоряжаться имуществом, землей, а также создать правильные отношения в семье. Это основа устройства жизни, и человек, неспособный на это, не может быть полноправным членом общества. Все мужчины племени равны между собой, так как они — потомки царя Израилевого. Все представители народа должны соблюдать закон гостеприимства. Любому гостю нужно дать пищу, кров, одежду. С врагами нужно соглашаться на перемирие. На войне мужчина обязан быть смелым и отважным, но при этом проявить милосердие. Он должен защищать слабых, больных, женщин, детей, помогать тем, кто в этом нуждается. Необходимо отстаивать честь и достоинство, свое честное имя. Все обязаны соблюдать право кровной мести.

При несоблюдении этих законов человека могут выгнать из племени, тогда он останется один, без поддержки своего рода. Все спорные вопросы решаются на общем совете старейшинами. Совет (джирга) собирается сразу, по мере необходимости. Существует два типа джирги. На одной решаются внутренние проблемы племени (нарушение традиций, распределение общих ресурсов). На них разрешено присутствовать женщинам. На второй старейшины племени занимаются регулировкой отношений с соседними этническими группами, правительством страны. На джиргах обсуждаются все конфликты, принимаются решения о исполнении кровной мести. Каждый присутствующий может открыто выразить личное мнение. Запрещены оскорбления, ругательства. За нарушение этого правила выносится штраф, человек подвергается всеобщему позору.

Пуштуны часто заключают браки в пределах соседних родов. Невесту подбирают родители или женатые братья. Бывает, что в супруги предлагают младшую сестру жены одного из братьев. Родители невесты подробно расспрашивают о женихе. Если имеются какие-либо недостатки, могут отказать. До свадьбы молодые люди друг друга не видят. О внешности будущего супруга можно судить только по описаниям родственников. Невесте собирают приданое, среди которого множество отрезов ткани (на пошив одежды). Их дарят родственникам жениха. Свадьбу празднуют несколько дней. Дом украшают гирляндами, лепестками роз. Имеет место брачный контракт — жених подписывает документ, в котором оговаривается, что получит жена в случае смерти мужа или развода.

Описание

Паколь — традиционный (национальный) всесезонный головной убор — ручной вязки на шести или более швах, круглой формы диаметром до 60 см, способный разматываться в высоту.

У ряда народностей Афганистана, некоторых пуштунских племён Кунара и Лагмана, жителей Нуристана, афганского Бадахшана, Панджшера, пакистанского Читрала называется «Khowar». Паколь надевают в районах Гилгита (Пакистан), Джамму и Кашмир, а также в других регионах Южной Азии.

Паколь внешне напоминает берет с цилиндрическим основанием. Известны два основных типа паколя, наиболее классическим из которых считается «читральский тип».

Паколь завоевал популярность у представителей пуштунских племён, других народов Афганистана, а также пуштунов соседнего Пакистана лишь в начале XX века. Практичность, способность сохранять прохладу летом и тепло зимой снискали паколи популярность у местного населения, преимущественно живущего в горной местности.

Паколь недорог и значительно проще в использовании, чем традиционная «громоздкая» чалма.

Женское образование

К сожалению, сегодня в Афганистане в плане женского образования условия сложились еще менее благоприятные, чем существовали тогда, когда Шарбат покидала страну. Согласно статистике, посещает школу в наши дни только половина афганских девочек. При этом их количество постепенно сокращается.

В Пакистане и Иране дела в этом плане обстоят гораздо лучше. Поэтому беженкам, возвращающимся на родину, бывает трудно приспособится к новой жизни из-за существующего гендерного неравенства. По словам вернувшихся в Афганистан женщин, местные мужчины зачастую воспринимают их как «аморальных или неприличных», даже если они соблюдают все правила. При этом происходит так только лишь потому, что они приехали из-за границы.

Известные люди

Среди пуштунов много известных на весь мир людей. Это писатели, поэты, политики. Вот некоторые из них:

  1. Абдулхамид Моманд — поэт, переводчик, последователь индийского стиля в поэзии. Его творчество вошло в золотой фонд афганской культуры.
  2. Махмуд-бек Тарзи — историк, поэт, министр иностранных дел Афганистана. Один из первых пуштунских журналистов.
  3. Хухшаль-хан Хаттак — поэт-воин, вождь племени хаттак, предводитель восстания против монгольских захватчиков.
  4. Абдул Ахад Моманд — первый афганский космонавт, обладатель звания Герой Советского Союза.
  5. Гульбеддин Хекматияр — премьер-министр Афганистана.
  6. Земарялай Тарзи — археолог, профессор восточной археологии.

В смешанных браках, где пуштуном был отец, родились такие известные актеры, как Шарукх Кхан и Фероз Кхан. Закир Хусейн, происходивший из такое же семьи, был президентом Индии в середине прошлого века.

Жизнь

Основными мирными занятиями пуштунов являются земледелие и скотоводство. Земледелие распространено на территориях с наличием плодородных земель (долины рек). В горных районах выращивали ячмень, пшеницу. На равнинах, кроме них, культивировали кукурузу, горох, чечевицу, масличные. Южные районы давали возможность возделывать рис, сахарный тростник, хлопок. Ввиду засушливого климата издавна применяется искусственное орошение земель. Для этого создавалась система каналов, идущая со склонов гор. В окрестностях Пешавара, Кухистана выращиваются виноград, абрикосы, сливы, инжир.

Скотоводство распространено у всех племен. Это важная отрасль хозяйства пуштунов. На равнинных территориях разводят коров, буйволов, лошадей, верблюдов, ослов. В горах держат преимущественно коз, овец. Мулы играют большую роль в транспортировке, так как хорошо передвигаются по горным тропам. У восточных племен распространены ремесла:

  • гончарство;
  • обработка дерева;
  • ковроткачество;
  • изготовление тканей;
  • вышивка;
  • производство национальной одежды, шапок.

В горных районах существует такой вид ремесла, как изготовление оружия. Пуштуны умеют плавить металл, занимаются ковкой. Наряду с холодным, производится также огнестрельное оружие, порох, патроны.

Жилище

У кочевых племен жилищем является четырехугольный шатер. Стоянка состоит из нескольких шатров, образующих круг. В центр загоняют скот. С приближением зимы жители концентрируются в более крупные поселения, состоящие из 70-100 семей. Оседлые племена живут в глинобитных одноэтажных домах. Жилище преимущественно однокомнатное, с плоской крышей, небольшими окнами. В горах селения имеют террасообразный вид. На равнине деревни окружают высокой стеной. Дом отапливается очагом. Топливом служит верблюжий навоз. На пол кладут циновки. Постель состоит из кошмы (войлочного ковра), подушки и одеяла. Вода для питья и домашнего пользования хранится в кувшинах. Каждое поселение имеет мечеть, кузницу, магазины. В больших городах строятся новые здания европейского типа. Там есть кинотеатры, рестораны, учебные учреждения.

Распространение

В Афганистане это в большей степени афганский традиционный головной убор, его носят пуштуны, нуристанцы и таджики — северного, северо-восточного Афганистана и Панджшерского ущелья. Изготавливается из тонкой шерсти, покрашенной в чёрный, коричневый, бежевый и белый цвет. Представляет собой двухуровневый шерстяной берет, закатанными краями в обруч.

В Пакистане носится исключительно пуштунским населением, в местах, исторически населённых пуштунами, — это северо-западная часть страны, так называемая Зона племён, Северный и Южный Вазиристан, провинции Хайбер-Пахтунхва, Читрал, частично Пенджаб (Пакистан) и другие.

Получил широкое распространение в годы Афганской войны (1979—1989), став одним из характерных атрибутов одежды афганских моджахедов (душманов) — «борцов за веру». Известно, что паколь постоянно носил влиятельный полевой командир, лидер партии «Исламское общество Афганистана» и командующий группировкой «Северный альянс» — Ахмад Шах Масуд (Панджшерский лев). Многие его подчинённые так же предпочитали паколь другим видам головных уборов.

Военнослужащими Ограниченного контингента советских войск в Афганистане (ОКСВА) паколь часто назывался «душманка» или «пуштунка», реже «нуристанка».

В 1980-е годы паколь — символ «освободительной борьбы» афганской вооружённой оппозиции с ОКСВА можно было увидеть на голове «афганского повстанца», позирующего на фотоснимках страниц популярных западных изданий.

Потерянная и найденная

Когда Стив МакКарри фотографировал Шарбат Гула, он и представления не имел, насколько этот снимок станет популярным в мире. А поэтому он даже не спросил имени согласившейся позировать ему 12-летней девочки-подростка. Соответственно, и о том, кто же такая девушка с пронзительным взглядом на поразившем людей фото, известно не было.

В 2002 году Стив МакКарри все-таки решил выяснить, кем была девочка, встреченная им когда-то в лагере беженцев. С огромным трудом фотограф разыскал Шарбат в одной из деревень в горах Пакистана. В нелегком расследовании Стиву тогда помогали судмедэксперты, полицейские и даже агенты ФБР. В результате снимок уже взрослой Гула вновь появился на страницах National Geographic.

К этому времени Шарбат уже была матерью троих детей и понятия не имела о том, что ее фото стало популярным во всем мире. Стива женщина вспомнила сразу же. За всю жизнь ее фотографировали только три раза. При встрече с МакКарри женщина сказала ему, что надеется на то, что ее дети смогут получить образование, которого никогда не было у нее. После ее возвращения на родину правительство Афганистана таким образом решило осуществить мечту этой женщины.

Еда

Основной пищей пуштунов являются пшеничные или кукурузные лепешки и молокопродукты. В рацион добавляются овощи, фрукты, рис. Повседневный завтрак часто состоит из чая и лепешки, ужин — похлебки с хлебом. Популярны также лапша, манты, самса, различные виды плова. В состоятельных семьях в меню входит мясо барана, буйвола, верблюда. На свинину наложен запрет. В пищу употребляют все части животных. После того, как животное режут, мясо вялят и кладут на хранение. Рыбу и морепродукты пуштуны не едят

Важное значение в питании имеют молокопродукты. Молоко в чистом виде употребляют редко, оно идет на приготовление сыра, сливок, сметаны, творога, йогурта

В пуштунской кухне используется множество пряностей. Некоторые из них:

  • имбирь
  • шафран
  • кунжут
  • куркума
  • кориандр
  • гвоздика
  • зира
  • красный, черный, белый перец.

На праздники готовят сладости. Это пахлава, халва, рисовые пудинги, печенье, сладкий кебаб из яиц и сиропа. Популярным напитком является чай. Его пьют с пряностями, молоком, содой, травами. Алкогольные напитки запрещены. Человек, появившийся в нетрезвом виде, подвергается строгому порицанию.

История афганки-беженки

Пронзительные зеленые глаза Шарбат Гула стали настоящим символом бедствий войны конца прошлого века в Афганистане. В родной стране девочку с жестоким взглядом назвали «афганской Моной Лизой». В возрасте 6 лет во время войны Шарбат осиротела и была вынуждена пешком, вместе со своими братьями и сестрами, отправиться в Пакистан.

Через несколько лет в лагере беженцев 12-летнего подростка с необычным цветом глаз и жгучим взглядом заметил знаменитый фотограф Стив МакКарри. Стив попросил у девочки разрешения сфотографировать ее, и вскоре цепляющий за душу снимок стал символом бедствий афганских беженцев в Пакистане.

Обладательницей жгучего и даже немного свирепого взгляда Шарбат Гула является не случайно. Родилась девочка с красивыми зелеными глазами в семье пуштунов — самой воинственной народности Афганистана. Именно пуштуны в свое время, как известно, стали костяком организованного ЦРУ в стране движения «Талибан».

Спустя 30 лет Шарбат Гула, не утратившая своего пронзительного взгляда, вновь стала символом. На этот раз — возвращения сотен тысяч афганских беженцев на родину.

Долгий путь домой

Около 3 лет назад Шарбат была арестована в Пакистане за использование поддельного паспорта — обычное дело среди 1 млн беженцев, живущих в этой стране нелегально. Женщине грозили 14 лет тюрьмы и штраф в размере 5 000 долларов.

К этому моменту Шарбат уже воспитывала трех дочерей и страдала от гепатита С, убившего много лет назад ее мужа. Арест Гула и обвинения в фальсификации документов стали национальным делом Афганистана и афганского правительства. Просидев в камере 2 недели, Шарбат была освобождена и вернулась вместе с детьми в свою родную страну. Выйдя из тюрьмы, женщина сказала: «Афганистан — это только место, где я родилась. Я всю жизнь прожила в Пакистане и привыкла к этой стране. Я очень подавлена и расстроена. Но у меня нет другого выбора, как только уехать».

Согласно статистике, только в 2016 году из Пакистана в Афганистан вернулось около 370 тысяч беженцев. Также в последние годы еще десятки тысяч человек были отправлены на родину из стран Европы и Ирана, зачастую путем принудительной депортации. В страну вернулось неисчислимое количество незарегистрированных беженцев, включая Шарбат Гула.

В прессе Афганистана по поводу возвращения женщины с пламенным взглядом писали: «Эта беженка — символ не только нашей страны, но и Пакистана. Когда-то в этом государстве спекулировали образом Гула, подчеркивая, что женщина предпочла Афганистану Пакистан. Теперь же в Пакистане она попросту стала никому не нужна».

Видимо, по этой причине в Афганистане Шарбат оказали демонстративно торжественный прием. На ее примере правительство страны хотело показать всему миру, что оно может позаботиться о своих людях.

Женщину приветствовал сам президент Афганистана, который и вручил ей ключи от квартиры, а также пообещал, что ее дети получат достойное образование и будут обеспечены всем необходимым. Позднее Шарбат попросила у властей страны поменять подаренную ей квартиру на дом, поскольку для нее это было привычнее.

Повышенное внимание со стороны прессы стало причиной того, что Гула была вынуждена нанять охрану. Шабрат опасается преследований со стороны консервативно настроенных афганцев, считающих, что женщины не должны появляться на экранах телевизоров, в газетах и уж тем более на всемирно известных фото

Как жила Шарбат в Пакистане

Жизнь всемирно знаменитой девочки в Пакистане, безусловно, была очень тяжелой. В конце 80-х годов Шарбат в возрасте примерно 13 лет (дня своего рождения она не помнит) вышла замуж за Рамата Гула. Позднее у нее родились дочери Робине, Захида и Алия. Еще одна дочь Шарбат умерла в младенчестве.

Читать за всю свою жизнь Гула так и не научилась. Но, как она сказала Стиву, она умеет писать свое имя. Чадру Шарбат начала носить примерно через год после того, как фотограф сделал первый ее знаменитый снимок.

В Пакистане каждый ее день начинался с подъема до восхода солнца и молитвы. Затем женщина набирала воду из ручья, готовила пищу и стирала. Дети, по словам Шарбат, стали настоящим смыслом ее жизни.

История

Северные земли нынешнего Афганистана в древности населяли племена камбоджей, которые были коневодами. После появления там индо-скифов они начали занимать южные территории (2 век до нашей эры). Затем регион Гиндукуша захватывали тюркские и арабские племена. Все они повлияли на этногенез современных пуштунов. Сулеймановы горы были местом локализации пуштунских племен вследствие их труднодоступности. Живя обособленно среди гор, племена промышляли разбоем. Начиная с 14 века афганцы стали мигрировать на равнину и расселятся вдоль рек Кабул, Гильменда, Аргандаба. Захватывая новые территории, они смешивались с таджикскими и другими племенами. Позднее пуштуны создали там собственные государства —Афганские ханства, просуществовавшие до 19 века. Одна из них — Дурранийская империя подчиняла себе важнейшие караванные пути.

Среди пуштунского народа имеется легенда, что они происходят от древних израильтян. Их царем является Саул — библейский персонаж, царь Израиля. По другой версии один из приближенных пророка Мухаммеда был знаком с афганским вождем, который принял от него ислам. Поэтому пуштуны считают себя истинными мусульманами и ревностно защищают свою веру. Эти версии подтверждаются многими арабскими летописями, в которых пишется про древних афганцев и обозначаются места их расселения.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.