Оглавление
Какие компасы удобны в походе. Правила выбора
Сегодня туристам и путешественникам доступно огромное количество разных моделей. Чаще всего у путешественника можно увидеть магнитные приборы или встроенные программы на смартфонах. Магнитный вариант — давний спутник любого туриста. Его действие основано на взаимодействии с магнитными полями и линиями, опоясывающими земной шар.
Работа приложения-симулятора основывается на сведениях, передаваемых от спутниковых систем. При этом в работе второго варианта вероятность совершения ошибки стремится к нулю. Смартфон не реагирует на близость металла и электроприборов, а в приложении учтено магнитное склонение.
Стрелка всегда устремлена на географический север. Но нельзя забывать про существенный минус — зависимость гаджета от емкости аккумулятора и необходимость в периодической подзарядке.
Также сигнал спутника может быть утрачен вдали от вышки или в пещере, а отключение сети Интернет может приостановить работу программы.
На выручку придет старинный друг — Адрианов компас. Это обязательная часть экипировки любого туриста. Они не утрачивают своей работоспособности на протяжении многих лет и вдали от цивилизации. Еще один плюс — возможность сделать компас из подручных материалов.
Несмотря на кажущуюся простоту прибора, его надо уметь выбрать. Разнообразие заставит бегать глаза даже у опытного туриста.
Продаются модели с ударопрочным корпусом, с жидкостным или воздушным наполнением, с целиком и мушкой, зеркалом и дополнительными линиями. Некоторые выполнены из прозрачного пластика, а другие в металлическом корпусе. Поэтому при покупке следует ориентироваться на следующие параметры:
в жидкостном, стрелка определяет северное направление быстрее. Однако разницы в показаниях между воздушным нет;
планшетные модели подойдут туристам, предпочитающим работать с картой;
целик, мушка, лупа позволят туристу сделать более точные вычисления;
встроенное зеркальце помогает подать сигнал SOS при экстренной ситуации, а также в него можно посмотреть, чтобы извлечь ненароком попавшую в глаз соринку;
светящиеся деления и ударопрочный корпус выбирают военные и армейцы
Однако, важно заметить, что яркость обозначений утрачивается в первые 2-3 часа в ночное время.
При покупке надо опираться лишь на собственные предпочтения. Если вы не относитесь к числу заядлых туристов, то не рекомендуется покупать дорогие профессиональные модели. Для редких и недолгих походов подойдет самый простой вариант.
Как альтернативу новички покупают электроприборы, устанавливают приложение на смартфон или используют GPS-навигаторы. При этом некоторые навигаторы обладают функцией сопровождения в пути. С ними путешествие надежнее, комфортнее, а сбиться с намеченного маршрута практически невозможно.
Ориентирование на местности во многом зависит от внимательности туриста и его желания достигнуть поставленной цели. При этом ни один поход невозможен без составления маршрута и определения азимута. Если для моряков, пилотов, геологов и других работников эти навыки — обязательное условие, то для туристов или грибников она необходимы для выживания.
https://youtube.com/watch?v=8nIQ4KGDmwY
https://youtube.com/watch?v=ui3Zw-HsC30
Порядок движения по азимутам
Сущность движения по азимутам заключается в выдерживании на местности направлений, заданных магнитными азимутами (дирекционными углами), и расстояний, определенных по карте.
Направления движения выдерживают с помощью магнитного компаса, а расстояния измеряют шагами или по спидометру машины.
Это основной способ движения на местности, бедной ориентирами, особенно ночью и при ограниченной видимости.
Для движения по заданному азимуту надо:
- изучить на карте местность между исходным и конечным пунктами движения;
- наметить маршрут движения, легко распознаваемый по местным предметам;
- начертить избранный маршрут на карте и определить азимуты всех звеньев маршрута;
- определить на карте длину каждого звена маршрута;
- все данные для движения записать в полевую книжку в виде таблицы или схемы.
При организации движения подразделения по азимутам назначается направляющий, который определяет по компасу и выдерживает направления движения. Кроме того, назначаются два человека, которые ведут счет парам шагов. Если расстояния на схеме (в таблице) указаны в метрах, их переводят в пары шагов с учетом величины шага.
Схема для движения по азимутам
На точке № 1 (сарай) указатель мушки компаса устанавливают на отсчет 20° и отпускают тормоз магнитной стрелки. Затем компас поворачивают в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы. Визирная линия через целик и мушку при таком положении компаса и будет определять направление на точку № 2 (курган). Чтобы выдержать в пути это направление, на линии визирования замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир, который используется для выдерживания направления движения.
Перед началом движения стрелку компаса ставят на тормоз. Движение совершают строго прямолинейно в направлении промежуточного ориентира, при этом ведут счет пар шагов. У промежуточного ориентира вновь определяют по компасу направление, магнитный азимут которого равен 20°, замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир и движутся к нему. Таким образом совершают движение, пока не будет пройдено 1230 м. Если курган будет виден еще до подхода к нему, последнюю часть участка проходят без промежуточных ориентиров.
Таблица исходных данных для движения по азимутам
№ точки |
Участок пути | Магнитный азимут, градусов | Расстояние, м | Время, мин | Расстояние, пары шагов |
1 | Сарай — курган | 20 | 1230 | 15 | 820 |
2 | Курган – дом лесника | 330 | 1250 | 15 | 835 |
3 | Дом лесника – перекресток дорог | 25 | 350 | 5 | 235 |
4 | Перекресток дорог — мост | 335 | 850 | 10 | 565 |
На точке № 2 по компасу определяют направление, азимут которого равен 330°, замечают промежуточный ориентир и начинают движение, ведя счет парам шагов. Если промежуточных ориентиров на местности нет, например в лесу, пустыне, степи, то направление движения выдерживают только по компасу. На точке № 3 определяют направление, азимут которого равен 25°, и движутся в этом направлении к перекрестку дорог (точка № 4), ведя счет парам шагов.
Из приведенного примера видно, что движение по азимутам совершается путем последовательного перехода от одного ориентира к другому.
Чтобы легче выдержать направление движения, кроме промежуточных часто используют вспомогательные ориентиры. Такими ориентирами служат обычно небесные светила: Солнце, Луна и яркие звезды. При пользовании ими необходимо примерно через 15 мин проверять азимут направления движения, так как небесные светила (кроме Полярной звезды) перемещаются по небосводу. Если долго двигаться в их направлении без контроля, можно значительно уклониться от маршрута.
Погрешности и почему они возникают
Бо́льшая часть ошибок, которые совершают туристы, связаны со следующими факторами:
- магнитное склонение или девиация;
- неисправность компаса;
- близость металла, в том числе в рюкзаке;
- близкое расположение линий электропередач;
- близость к электроприборам.
Если последние 3 причины довольно легко устранить, а избежать вовсе можно проявив банальную бдительность, то с первыми придется разобраться подробнее.
Отклонение от запланированного пути передвижения чаще всего случается по причине магнитного склонения. Надо уметь его рассчитать. Сведения печатаются на карте. Сведения из старых источников могут оказаться неверными, потому что значение постоянно изменяется.
Опытные туристы рекомендуют ежегодно обновлять карты. Вы можете зайти в аномальную зону. Здесь колебание происходит в широком диапазоне. Ярким примером являются моря и океаны, где показания имеют свойство постоянно изменяться в зависимости от залежей металла, источников ценных природных ресурсов на дне, трещин в земной коре и от глубины.
Именно во избежание таких неприятных ситуаций на большинстве кораблей устанавливают электромагнитные навигационные системы со спутниковой связью. В них уже заложено ориентирование с учетом вероятной погрешности, а данные постоянно обновляются.
С ними можно не бояться заблудиться. Однако, такая техника требует определенного навыка обращения.
Понятие магнитной девиации связано с близостью предметов с магнитными свойствами и вблизи от высоковольтных линий. Магнитная стрелка в этом случае отклоняется от магнитных линий Земли.
Наиболее значимые ошибки и погрешности возникают недалеко от железной дороги, вблизи автомобиля, мотоцикла, а также если турист находятся рядом со следующей техникой:
- смартфон, планшет, компьютер;
- радиооборудование;
- компас;
- магнит.
Перед началом ориентирования рекомендуется максимально отдалить от себя приборы, влияющие на показания. Также надо снять рюкзак со снаряжением. Известны случаи блуждания из-за отклонения стрелки из-за снаряжения туристов за спиной.
Следующий фактор — неисправность компаса. Самый простой способ проверить — приблизить магнит. Если прибор исправен, то стрелка каждый раз будет отклоняться в сторону магнита, в какую бы сторону его не поднесли.
А когда вы убираете магнит — стрелка обязательно возвращается в начальное положение. Если этого не произошло, то это свидетельствует о неисправности.
Если вы на улице или в походе, а под рукой нет магнита — не отчаивайтесь. Проверить можно при помощи обычного ножа, или лежащего в кармане смартфона. Оба эти предмета обладают практически незаметными магнитными свойствами, но их хватит для проведения тестирования. Действия остаются те же, что и при проверке магнитом.
Если у вас возникает даже малейшая тень сомнения относительно достоверности данных вашего компаса, то его рекомендуется сразу проверить. Это позволит избежать погрешности, а в экстренной ситуации не даст заблудиться.
Движение по азимуту
Заключается в определении на местности нужного направления по заданному азимуту и выдерживании этого направления в пути до выхода к намеченному пункту. В походе к движению по азимуту обычно прибегают на закрытой местности или в бездорожье, для чего заранее по карте определяют магнитные азимуты и расстояние до ориентиров.
Движение с использованием промежуточных ориентиров
При движении по азимуту практическая точность выхода на ориентир составляет обычно до одной десятой пройденного маршрута. Поэтому всегда желательно намечать на маршруте промежуточные ориентиры. Для этого перед движением устанавливают визирное приспособление компаса на нужное направление и ориентируют компас. Затем визируют в нужном направлении (или рядом с ним) какой-нибудь ярко выраженный и не очень отдаленный ориентир, к которому и двигаются. Достигнув ориентира, операцию повторяют вновь. При определении направления надо следить, чтобы северный конец стрелки компаса совпадал с отметкой севера на его лимбе.
При движении по азимуту на пути туристов могут встретиться значительные по ширине препятствия, например озеро или скальный участок. Для строгого выдерживания общего направления обходить их желательно по ломаной прямой с наименьшим количеством «колен». При обходе следует четко записать величины промежуточных азимутов и расстояния, пройденные по ним.
Чтобы не сбиться с правильного направления, полезно в процессе движения вычертить на листе блокнота (на планшете), путь обхода с углами и длинами «колен».
При отсутствии ориентиров
В поле, тундре, степи, где нет ориентиров, или при плохой видимости можно двигаться методом створа. Руководящий движением турист контролирует направление, находясь в конце группы: он видит всю цепочку туристов, может сопоставить ее направление с заданным азимутом и – своевременно предупредить об отклонениях.
При наличии солнца (луны, звезд) можно двигаться по азимуту замерив угол направления по отношению к этим небесным телам. Через каждые полчаса их положение на небе надо уточнять с помощью компаса. Из приемов такого ориентирования наиболее распространено ориентирование по своей тени.
В ветреную погоду полезно запомнить направление ветра или движения облаков относительно сторон горизонта.
На широких открытых пространствах зимой можно ориентировать движение по снежным застругам. В густо залесенной местности для выдерживания направления рекомендуется поочередно обходить встречающиеся препятствия — деревья, кусты, завалы — то с левой, то с правой стороны.
Иногда при отсутствии промежуточных ориентиров полезно делать заведомое отклонение в определенную сторону от заданного азимута. Пройдя рассчитанное шагами или по времени движения расстояние до конечного ориентира, туристы круто сворачивают в сторону и разыскивают в новом направлении (одном, а не в двух противоположных, как было бы, если они двигались прямо по заданному азимуту) искомую точку на местности.
При больших расстояниях надо намечать ограничительные (боковые) ориентиры, а конечный ориентир выбирать по возможности линейным и таким, чтобы он был развернут широким фронтом к направлению движения туристов.
При потере ориентировки
На легком участке можно продолжить движение вперед всей группой до выхода на известное место. На сложном отрезке маршрута так делать нельзя: здесь лучше потратить время на тщательную разведку, чем идти вслепую.
Если туристы заблудились и разведка не дает надежды правильно сориентироваться, то при отсутствии дорог им надо выходить на «воду» и идти вдоль нее вниз по течению: ручей приведет к речке, та — к большой реке, на которой туристы обязательно, встретят человека, жилье, получат необходимую помощь. По пути следует оставлять на видных местах туры с записками — это облегчит и ускорит поиск пропавших.
Что такое азимуты
Азимутом в геодезии служит расстояние между 2 лучами, выходящими из 1 точки. Один из них показывает северное направление другой на заданный объект. Отсчет этого значения ведут по видимому движению в небесной сфере или по часам при работе с картой. При принятии географического меридиана за исходное положение его называют истинным. Наименование магнитного получил вектор, если таким же взято его исходное направление. При этом лучи могут показывать на северное направление, точку, взятую на конкретной местности. Компасные стрелки указывают в сторону полюса, а не географического положения. Если специалисты рассматривают истинный полюс, они раскрывают географическое положение на Земле. Магнитный вектор связан с магнитным полем и его 2 полюсами – северным и южным. Они не имеют совпадений с истинными и магнитными меридианами.
Когда географы откладывают линию определенного направления по отношению к предмету на местности и меридианов, между ними образуется магнитный или истинный азимут. Такие действия проводят, чтобы:
- Изучать, выбирать маршруты.
- Определять расстояния между 2 точками.
- Рассчитывать время передвижения.
- Оформлять данные, которые потребуются в пути.
При движении по азимуту определяют нужное направление, придерживаются его, чтобы не сбиться с пути до завершения путешествия.
Азимут: как его определить
a http-equiv=»Content-Type» content=»text/html;charset=UTF-8″>ss=»align-left»>Теперь о главном. Определить азимут можно на местности и по карте. Первый способ годится для путешествий с визуально видимыми ориентирами. Второй — при прокладывании длинных маршрутов. Чтобы не заблудиться в трех соснах, необходимо знать особенности обоих методов.
Как определить направление движения на местности. Для этого вам понадобится:
- Компас.
- Ориентир, к которому нужно добраться.
- Общие представления о геометрии.
На местности азимут определяется путем вычисления угла между северным направлением на компасе и точкой места назначения. Для этого необходимо положить компас на ладонь и повернуться в направлении ориентира движения. Затем посмотреть, на какое значение на визирной шкале указывает северная стрелка (обычно она красного цвета).
Примечание: если на компасе нет визирной шкалы с градусной разметкой, рекомендуется сделать небольшую насечку либо отметить угол карандашом или маркером.
В глухом лесу определение азимута на местности происходит так:
- Взбираетесь на вершину высокого дерева и высматриваете подходящий ориентир (крыши домов, радиовышка, дым от заводских труб).
- Горизонтально удерживая компас, повернитесь в направлении места назначения.
- То, на какое значение покажет «северная» стрелка, и будет азимутом.
Как определить азимут по карте? Здесь все немного сложнее, но при этом достаточно просто. Чтобы определить азимут по топографической карте, не нужен даже компас, лишь транспортир и карандаш.
Алгоритм действий:
- Определите ваше местоположение на карте. Это можно сделать по ближайшим ориентирам.
- Поставьте точку, куда необходимо добраться.
- Проведите прямую линию от местоположения до пункта назначения.
- Приложите транспортир к точке местоположения и направьте дугой в направлении места назначения (на запад или на восток).
- Отметьте угол. Если по карте вам нужно двигаться на северо-восток, восток или юго-восток, то значение угла остается без изменений. В случае движения на северо-запад, запад и юго-запад к значению угла необходимо прибавить 180. Полученное значение и будет азимутом.
Если транспортира под рукой нет, определить азимут по карте можно с помощью компаса. По аналогии с прошлым методом на карте отметьте точки местоположения, назначения и соедините их линией.
Затем необходимо ориентировать карту по сторонам света и положить на точку местоположения компас таким образом, чтобы стрелка указывала строго на север. После этого направить мушку визирного указателя на пункт назначения. Показатель визира — это азимут
Важно, чтобы в процессе вычисления стрелка компаса не отклонялась, иначе данные будут неточными
В полевых условиях проще использовать транспортир, поскольку на природе ровную поверхность для компаса найти практически невозможно.
Обратите внимание! На азимут, вычисленный по карте, ориентироваться на местности нельзя. Почему? Дело в том, что такой показатель называют истинным (географическим), а он отличается от магнитного (того, что показывает компас)
Поэтому, чтобы во время движения ориентироваться на показатели компаса, необходимо преобразовать истинный азимут в магнитный.
Для этого используется формула: Ам = Аи – МС + СМ,
где:
- Ам ‒ магнитный азимут.
- Аи ‒ истинный азимут.
- МС ‒ магнитное склонение.
- СМ ‒ сближение меридианов.
Показатель магнитного склонения и сближения меридианов указывается на карте и отличается для каждого конкретного региона планеты. Они могут быть положительными и отрицательными: восточные (+), западные (-).
Кроме того, магнитное склонение может изменяться с годами. Поэтому, чтобы получить более точный показатель МС, нужно умножить его ежегодное изменение на количество лет с момента публикации топографической карты.
Пример вычисления магнитного азимута:
Мы определили истинный показатель в 97,22° по карте 1995 года. Магнитное склонение (МС) восточное — 15,31°, ежегодное изменение — 0,02°. Сближение меридианов (СМ) — 3,24°.
- Высчитаем магнитное склонение: МС = (0,02*23) +15,31 = 15,77°.
- Теперь можно узнать магнитный азимут: Ам = 97,22 – 15,77 + 3,24 = 84,96°.
Как видите, разница между истинным и магнитным направлением бывает весьма существенной. Поэтому, если не хотите пройти мимо цели пару десятков, а то и сотен километров, всегда учитывайте этот момент.
Определение азимута — это навык, который рядовому человеку может не пригодиться в жизни, но, согласитесь, лучше перестраховаться. Зомбиапокалипсис маловероятен, однако заблудиться вполне реально, особенно учитывая просторы Казахстана. Удачи и всегда носите компас!
2020-08-23
2020-08-23
2020-08-23
2020-08-23
2020-08-23
2020-08-23
2020-08-23
2020-08-23
2020-08-23
2020-08-23
Как определить азимут объекта на местности
Как определить азимут на местности? Если вы отдыхаете на природе недалеко от населенных пунктов и заблудились, или вам захотелось проверить навыки ориентировки, но ни навигатора, ни ландшафтного плана под рукой нет, попробуйте установить азимут онлайн, используя специальное мобильное приложение.
Рисунок 1. Определение азимута объекта на местности
Если вы потерялись, например, в лесу, и у вас при себе есть навигатор, постарайтесь отыскать для себя ориентир, в направлении которого вы будете двигаться (вышки, крыши домов). Для лучшего обзора можно попытаться забраться на возвышенность. Используя навигатор, установите, какому азимуту соответствует направление, выбранное вами. Для этого установите его нулевым делением на север, и сделайте отметку необходимого направления на градусной шкале. Чтобы вам было проще, установите соответствие между сторонами горизонта и азимутом (рисунок 1).
Что делать, если приведенные способы не работают? Действительно, иногда бывает так, что движение по азимуту осложняется препятствиями, например водоемами или возвышенностями. В этом случае запоминают необходимый вектор движения и находят видимый ориентир, стоящий строго на этой линии. Соответственно, вы удлиняете маршрут и обходите препятствие, после чего вновь возвращаетесь на прямую. Дойдя до него, еще раз отметьте, какой азимут вам необходим, и найдите следующий ориентир в этом направлении.
Разумеется, процесс ускорится при наличии не устаревшего ландшафтного плана. Если у вас с собой нет транспортира, он легко заменяется ручным навигатором. Найдите на карте точку, где вы находитесь, и точку, куда вам необходимо добраться. Расположите устройство на карте в точке вашего местоположения, установив его нулевым делением в северном направлении. После этого ориентируйте план по сторонам света. Используя топографическую карту местности определите азимуты точки, куда вам нужно дойти. Этим способом пользовались как древние путешественники, так и наши современники, поскольку он точен и универсален.
Для наглядной демонстрации и более глубинного понимания рекомендуем посмотреть о том, как установить азимут онлайн видео по ориентировке.
https://youtube.com/watch?v=1G-X-RmhhA4
Погрешности при движении по азимуту
Знание азимута не дает гарантии, что вы доберетесь до пункта назначения в точном соответствии с ожиданиями. Даже незначительное отклонение способно отразиться на достижении поставленной цели.
Так, погрешность в 5 градусов при прохождении заданного пути дает отклонение равное 100 метрам на отрезок в 1 км. Чтобы минимизировать риски погрешности следует внимательно составлять маршрут, а также изучить правила передвижения:
- запланированный маршрут рекомендуется разделить на несколько небольших отрезков. Каждый из них должен заканчиваться в точке с заданным ориентиром;
- если на пути возникают препятствия, то их следует обходить с левой или правой стороны поочередно. Так вы нивелируете погрешность;
- если препятствие значительное, то необходимо проконтролировать возвращение на заданный вектор движения;
- азимут для всего маршрута, каждого отрезка и расстояние рекомендуется рассчитать заранее, до начала пути. Так вы сбережете время в пути и сократите вероятность совершения грубой ошибки при расчетах;
- если вы двигаетесь по незнакомой вам ранее местности, то пройденный путь надо периодически проверять. Для этого достаточно оглядываться назад и проверять линейность движения.
Азимут и его виды
Азимут — это угол, отмеренный от северного направления. Отмеряется этот угол всегда по часовой стрелке.
Азимут в основном применяется для того, чтобы:
- осуществлять поиск направления движения по карте и на местности;
- определять направление на ориентир для того, чтобы нанести его на карту либо наоборот — найти на местности;
- определять свое местоположение по двум ориентирам.
Азимут бывает двух типов — истинный и магнитный. Отличие первого от второго заключается в том, что истинный азимут определяется относительно направления на географический север, а магнитный — относительно направления на магнитный север, то есть тот север, на который указывает стрелка магнитного компаса. Именно со вторым типом приходится иметь дело, если в работе используется магнитный компас.
В большинстве случаев магнитный азимут отличается от истинного, поскольку направление на магнитный полюс обычно не совпадает с направлением на полюс географический.
Напомню, что направления на географический и магнитный север чаще всего не совпадают. Об этом подробно мы рассказывали здесь…
Для того, чтобы из истинного азимута вывести магнитный, нужно знать величину магнитного склонения. Именно оно показывает разницу между этими двумя величинами.
Кроме того нужно посмотреть на то, с каким склонением приходится иметь дело — с восточным или западным. Если магнитное склонение восточное, это означает, что северная часть стрелки магнитного компаса будет отклоняться вправо по отношению к географическому северу, если же склонение западное, то влево, то есть указывать на северо-восток или северо-запад соответственно.
Итак, как же перевести истинный азимут в магнитный? Все просто… Если магнитное склонение западное, значит к истинному азимуту нужно прибавить величину склонения, если восточное — отнять.
Кроме истинного и магнитного азимута существует такое понятие, как дирекционный угол. Этот угол — аналог азимута, но отмеренный не от истинного или магнитного меридиана, а от северного направления километровой сетки.
Чтобы, зная дирекционный угол, узнать истинный азимут, нужно знать величину сближения меридианов.
Сближение меридианов — это угол между истинным меридианом и северным направлением линии километровой сетки.
Если километровая сетка наклонена влево от направления истинного меридиана, то угол считается отрицательным, если вправо — то положительным.
Таким образом, для перевода дирекционного угла в истинный азимут от полученного значения дирекционного угла отнимается величина сближения меридианов. Если сближение меридианов отрицательное, то минус на минус дают плюс, а значит полученное значение увеличивается на величину сближения меридианов.
https://youtube.com/watch?v=uiXwN_-Yyl0
Магнитное склонение и дирекционный угол раньше указывались на топографических картах в нижней части на рамке. В последнее время, к сожалению, все чаще приходится видеть карты без каких-либо намеков на такие данные. И если сближение меридианов можно измерить по карте самостоятельно, но с магнитным склонением все немного сложнее.
Если магнитное склонение на карте не указано, его значения для конкретной местности можно поискать в Интернете. Использовать же очень старые значения магнитного склонения не всегда хорошо, поскольку его величина со временем меняется.
Составление маршрута движения по азимуту
Топографическая карта окрестности облегчает передвижение туриста. На них нарисованы дорожки и тропинки, ручейки и крупные реки со всеми изгибами и поворотами. Поэтому движение больших групп в запланированном походе производится при использовании карты.
Однако, иногда невозможно избежать хождения по азимуту. В качестве примера можно привести проливные дожди, влияющие на дальность обзора, густой туман, пустынная или степная местность, густой лес.
Чтобы ускорить продвижение к окончательной цели рекомендуется нарисовать запланированный путь на карте. Прямолинейное движение не всегда верное.
Чтобы не совершать ошибок или сократить их количество, рекомендуется разделить маршрут на несколько отрезков, меньших по длине. В каждой точке надо опираться на ориентиры, соединяющие места остановки. Достигнув намеченного ориентира необходимо проверять маршрутный лист и по возможности исправлять или дополнять его.
Составленный таким образом маршрутный лист длиннее. Намеченный путь представляет собой ломаную кривую линию. Однако, вероятность совершения ошибки или заблудиться гораздо меньше.
Чтобы спланировать маршрут, надо выбрать пункты остановки с крупными ориентирами. До каждой точки дополнительно определяется расстояние. Если планируется обратный путь, то все замеченные неточности записываются в походном блокноте.
Для кого и для чего нужен расчет азимута
Знание правил поиска азимута может пригодиться для выполнения следующих задач:
- Выбор маршрута для достижения цели.
- Подбор ориентира для передвижения.
- Определение текущего места по 2 заданным точкам.
Вычисление азимута, планирование и чертеж конкретного маршрута нередко облегчает туристам задачу добраться до окончательной точки путешествия. Грибники, охотники, лесники тоже знакомы с термином в общих чертах. Однако, существует ряд профессий, представители которых без тени сомнения ответят на вопрос, что такое азимут и как его найти по карте или компасу. К ним относятся:
- астрономы;
- геодезисты;
- картографы;
- географы.
Моряки, космонавты, пилоты тоже тесно связаны с этим понятием. Несмотря на усовершенствованное техническое обеспечение управляемого транспортного средства, знания могут потребоваться им в любой момент для ориентирования на однотипной местности при обнаружении неисправностей.
Эта тема закрыта для публикации ответов.