Оглавление
Характеристика спилка и обуви из этого материала
Из натурального спилка действительно шьют спецодежду, но не потому, что он сверхпрочный или долговечный. Он просто дешевый и огнеупорный, а с помощью дополнительных пропиток — ПВХ или полиуретана — его можно сделать еще прочнее и устойчивее к агрессивным средам.
Этот материал для обуви рыхлый, тяжелый, пористый. У него шероховатая, слегка ворсистая поверхность. С одной стороны хорошо — ноги «дышат». С другой не очень — основа быстро впитывает влагу и медленно сохнет. Спилок, конечно, надежней замши, но значительно уступает лицевой коже.
Чтобы придать спилку презентабельный внешний вид, его полируют и прокатывают под горячим прессом, что 1,5-2 раза снижает прочность и эластичность кожи. Так что не стоит брать пару на размер меньше и надеяться, что при носке она растянется на 1-3 мм.
Водка или спирт
Чтобы постепенно разносить туфли, протрите их спиртом или водкой изнутри, наденьте плотный носок и ходите в них по 10–15 минут несколько раз в день. Такой способ позволит регулировать процесс и не переборщить с растяжкой. Этот метод, пожалуй, самый популярный среди женщин.
На сколько можно растянуть обувь в длину
Как растянуть кожаную обувь быстро и безопасно — в длину, в ширину, на размер
Увеличиваем на размер
проверенными способами растяжения кожаной обуви в длину и ширину. На сколько можно растянуть обувь в длину
Как разносить и растянуть обувь из кожи, замши и лака самостоятельно
Народные способы
Разнашивать обувь лучше начинать дома. Для этого те места, где натирает, нужно заклеить лейкопластырем и надеть пару. Походить 1-2 часа, затем снять. Для лучшего эффекта можно слегка увлажнить материал. Через три дня туфли или ботинки примут форму ноги и перестанут натирать.
На сколько можно растянуть обувь в длину
Как быстро разносить тесную или новую обувь
Особенности спилковых материалов
Спилковые полотна — это не кожзам! Их делают из натуральных шкур, поэтому относят к кожам. Являются отличным сырьем для галантерейных изделий.
Что такое спилок
При выделке шкур животных получают сразу несколько кожаных слоев. Одним из них и являются спилковые полотнища. Они появляются как результат обработки и разделения шкуры на пласты, а также снятия поверхностного шара.
Толщина шкур у животных различна. От конкретных параметров зависит количество пластов, получаемых при шерфовании. Количество варьируется от трех до шести штук. Эти шары различаются своими свойствами и конечной целью использования.
Слои делятся так:
- лицевой;
- средний;
- мездровый (его еще называют бахтармяный).
Из первого изготавливают кожу высшего качества. Она отличается естественным рисунком.
Второй (это и есть спилковая часть) также идет на кожу. Но она уже по качеству ниже. Для прочности на слой наносят клеевое покрытие. Из этой части производят еще спилок-велюр. Из него изготавливают обувь, рукавицы и одежду для рабочих.
Третий слой предназначен для получения технических веществ продуктов коллагена. Например, таких как желатин, клей и прочих.
Процесс изготовления
Натуральный спилок добывают из крупного рогатого скота. Для того чтобы сделать высококачественные кожаные сумки, применяют кожу телят.
Кожа разных животных, как и слои, обладает разнообразными свойствами. Материал из коровьей и бычьей шкуры относится к самым лучшим видам. Он не имеет запаха, прочный и красивый снаружи.
Визуально можно сразу отметить сходство спилка с замшей или велюром. Обработав его химическими веществами, материал трудно будет отличить от настоящей кожи. Так как это недорогой материал, его используют в изготовлении сумок и обуви класса «эконом».
Технология производства
- После того как шкуру с животного сняли и задубили, получается довольно плотный слой в несколько миллиметров. В натуральном виде такая толстая шкура для изготовления сумок не используется. Сделать из такого широкого пласта (4–5 мм) какой-нибудь предмет очень трудно или невозможно. Поэтому проделывают следующие шаги.
- Сначала кожу делят на два слоя. После деления делать сумки нельзя, потому что материал еще считается сырым.
- Следующим шагом будет его пропитка тонким полимерным слоем, чтобы создать защитную пленку. Она сберегает от загрязнений, изнашивания и повреждений. В таком виде очень легко ухаживать за изделиями. Белую сумку вы сможете протереть влажной тряпочкой, и поверхность станет чистой. Еще одним плюсом полимерного покрытия является декорирование материала.
Если спилок заполировать, то он получится идентичным к внешней стороне. Однако пористая структура будет отсутствовать. Использование пресса снижает прочность. Толщина слоя на шкуре везде разная из-за неравномерности шкуры животного. Поэтому часто приходится проклеивать спилок, чтобы выдержать стандартные параметры сырья.
§ 3 Ткани, идущие на подкладку и межподкладку
Подкладка предохраняет стопу от трения, особенно по линии швов. Благодаря наличию подкладки внутренность ботинка становится ровной. Подкладка делает заготовку более стойкой и стройной, предохраняет ее от деформирования во время обработки и носки, увеличивает сопротивляемость верха заготовки в процессе обтяжки ботинка.
Поглощая пот, выделяемый стопой, подкладка предохраняет ногу от его вредного действия.
В основном на подкладку употребляются ткани с атласным, или сатиновым, переплетением. Это позволяет увеличить прочность заготовки на истирание во время носки обуви. Ткани атласного переплетения меньше истираются, чем ткани саржевого переплетения.
Для изготовления подкладки применяются тик-ластик, тик-саржа, гринсбон, сатин.
Тик-ластик – хлопчатобумажная ткань атласного переплетения, обычно вырабатываемая из хороших сортов пряжи пятиниточным атласом с большой плотностью по основе. Гладкокрашенный тик-ластик обычно применяется на рядовую обувь, отбельный – на модельную.
Тик-саржа – хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения. Уточная нить подходит под одну нить основы и перекрывает следующую. Такое переплетение создает неодинаковую плотность по основе и утку, что приводит к общей большой тягучести ткани (до 22%) и резкой разнице в тягучести ее по утку и основе (до 16%). Особенно велика тягучесть ткани по диагонали. Тик-саржа бывает суровая, отбельная, гладкокрашенная.
Гринсбон – хлопчатобумажная ткань, вырабатываемая саржевым переплетением или диагональю, что придает ей на лицевой стороне вид «елочки». По физико-механическим свойствам гринсбон значительно уступает тик-ластику и тик-сарже, поэтому применяется для дешевой обуви.
Сатин – хлопчатобумажная ткань сатинового и атласного переплетения с гладкой и блестящей поверхностью. Сатин вырабатывается из пряжи высших сортов, имеет большую плотность по основе и утку, обеспечивает ткани большую стойкость в эксплуатации. В отбельном виде сатин идет на подкладку высококачественной обуви.
Кроме перечисленных выше тканей на подкладку для обуви иногда используют диагональ отбельную и молескин.
Межкодкладка в обуви служит для того, чтобы снизить тягучесть кожаных деталей верха, обладающих большой тягучестью, и придать им стойкость. Для межподкладки применяются хлопчатобумажные ткани: бязь, миткаль и коленкор в суровье.
Кипяток
Бабушкин метод. Простой, но действенный. Нужно налить или окунуть обувь в горячую воду на несколько секунд, а затем носить ее с толстым носком около получаса. После разнашивания обувь должна полностью высохнуть. Это довольно агрессивный способ, поэтому советуем не рисковать новыми дорогими босоножками. Более мягкий способ — не заливать туфли кипятком, а подержать их над паром.
Продолжаем тему воздействия тепла, ведь кожаные вещи при термообработке становятся намного эластичнее. Струю горячего воздуха необходимо направить на особо тесные и жесткие места, прогреть их около 10 минут. Затем в игру вступают наши постоянные «помощники» — толстые носки. Именно их применение — секрет успеха. Проходите так 15 минут и оцените результаты.
Если даже камень точит, то туфли точно растянет. Здесь есть несколько способов. Можно завернуть обувь в хлопковую ткань, смоченную в теплой воде. Примерно через полчаса уберите материал и смажьте кожу любым маслом. Проверьте эффект через сутки. Еще один совет: смочите шерстяные носки в очень горячей воде, наденьте их и обуйтесь. Походите по квартире в течение 30 минут.
Особенности наплака
В названии наплака обувщики объединили два вида кожи — наппа и лакированная. Наппу выделывают из овчины и шкур КРС. После хромового дубления она становится пластичной, мягкой, нежной. Чтобы добиться глянцевого блеска, на наппу наносят лаковое покрытие.
Модели из наплака и визуально и на ощупь отличаются от привычных лакированных пар. Они мягче, тоньше и не трескаются после 2-3 лет носки. Также к наплаку быстрей адаптируются даже «сложные» ступни, так как материал легко тянется и облегает ногу как вторая кожа.
Правда, вряд ли кто-то соберется надеть туфли из наплака в двадцатиградусный мороз или выйти в них в дождливую погоду. Это очень дорогая кожа, из которой шьют нарядные модели премиум-класса.
Отличия от замши
Если вы хотите понять, что лучше – спилок или замша, нужно сравнить характеристики обоих материалов. Как вы уже поняли, оба они имеют натуральное животное происхождение – на этом общее заканчивается, начинаются различия. О них мы и поговорим подробнее.
Замша | Спилок |
Быстро восстанавливает форму после сжатия | Может сохранять помятость и неровности |
Ворс густой, но не пушистый | Ворс может пушиться |
Изготавливается из верхнего слоя кожи животных | В производстве используются внутренние слои кожи |
Поверхность не идеально гладкая | Ворс идеально ровный |
На изнанке может заметить шероховатости и прожилки | Изнанка также идеально гладкая |
Изготавливается из шкур крупного и мелкого рогатого скота путем жирового дубления | Получают при двоении толстой кожи |
Очень мягкая на ощупь | Отличается большей жесткостью при ощупывании |
Легко тянется | Поверхность рыхлая, растягивается с трудом |
Чем спилок отличается от замши вы теперь знаете. Покупайте замшевые изделия, если можете себе это позволить – пусть они дороги, но будут радовать вас много лет. Впрочем, по-своему очень хорош и спилок. А ниже вас ждут отзывы: что за материал для обуви – спилок. Вы можете оценить мнение людей, которые уже носят изделия из этого материала.
Здесь вы сможете посмотреть описание ткани масло, из которой сейчас шьют очень многие вещи.
Детали кожаной обуви
Рис. 9. Детали обуви
1 — носок; 2 — союзка; 3 — берца; 4 — задинка; 5 — задний наружный ремень; 6 — язычок; 7 — закрепка; 8 — подошва; 9 — рант; 10 — каблук; 11 — подкладка; 12 — подблочник; 13 — штаферка; 14 — задний внутренний ремень; 15 — боковинка; 16 — межподкладка союзки; 17 — стелька; 18 — задник; 19 — подносок; 20 — подпяточник; 21 — простилки; 22 — геленок.
По выполняемым функциям и защите тех или иных участков стопы они делятся на детали верха и детали низа обуви (рис. 9). Детали верха прикрывают тыльную и боковые поверхности стопы и определяют эстетические свойства обуви. Детали низа расположены под следом (плантарной поверхностью) стопы и защищают ее от неблагоприятного воздействия грунта. По месту расположения деталей в обуви их делят на наружные, внутренние и промежуточные (табл. 8, рис. 9). По степени износа в процессе носки обуви их делят на ответственные и менее ответственные. К ответственным деталям верха относят носок, союзку, перед, задний наружный ремень, низа обуви — подошву, наружную подметку, накладку, основную стельку, рант, каблук, набойку. Ответственные детали подвергаются интенсивному износу, поэтому
Таблица 8
Детали кожаной обуви
Детали обуви |
Вид обуви |
|
Сапоги |
Полусапоги, ботинки, полуботинки |
Туфли |
Наружные Внутренние Промежу- точные Наружные Внутренние Промежу- точные |
Детали верха обуви |
|
Перед Голенище Задинка Задний наружный ремень Прошва Поднаряд Подшивка Футор Задний внутренний ремень Жесткий задник Жесткий подносок |
Носок Союзка Берцы Задинка Задний наружный ремень Язычок Закрепка Подкладка Задний внутренний ремень Штаферка Подблочники Подкрючечники Жесткий задник Жесткий подносок Межподкладка Боковинка Межподблочники |
Носок Союзка Берцы Задинка Задний наружный ремень Подкладка Жесткий задник Жесткий подносок Межподкладка Боковинка |
Детали низа обуви | ||
Подошва Подметка Накладка Рант Каблук Набойка Основная стелька Вкладная стелька Полустелька Подпяточник Геленок Супинатор Простилка Кранец Подложка Обводка |
||
их выкраивают из наиболее прочных, толстых и плотных материалов. Количество, форма, размеры и взаимное расположение деталей, способы их соединения между собой могут быть различными и зависят от вида, конструкции и назначения обуви.
§ 2. Ткани, применяемые для деталей верха обуви
Прюнель – двусторонняя ткань сложного переплетения с атласной лицевой и матовой изнаночной стороной. Хлопчатобумажная прюнель черного цвета применяется в основном на рядовую обувь (женские туфли), шелковая прюнель – на модельную обувь.
Люксор – хлопчатобумажная ткань с лощеными нитями, окрашенными в различные цвета. Вырабатывается из крученой пряжи, применяется для летней обуви.
Для изготовления верха модельной обуви применяют шагрень, атлас, полубархат, парчу и другие ткани.
Репс – хлопчатобумажная ткань, вырабатываемая из толстого утка и тонкой основы. Благодаря такому подбору толщин пряжи ткань получается с рубчиком вдоль утка. Репс разных цветов применяется на мужские и женские полуботинки и туфли. Он поступает на фабрики исключительно дублированным на миткале или полотне, что увеличивает его прочность.
Кирза – хлопчатобумажная ткань, вырабатываемая из крученой пряжи лучших сортов хлопка сложным двухслойным переплетением. Основные достоинства кирзы заключаются в равномерном удлинении ткани по основе и утку, большой прочности на разрыв и плотности по основе и утку. Кирза имеет ровную, красивую поверхность, весьма незначительную сыпучесть, обладает большой прочностью на истирание.
Башмачная ткань – хлопчатобумажная, гроденаплевого переплетения. Она вырабатывается из крученой пряжи, что придает ей большую прочность.
Башмачная ткань разных цветов (белого, коричневого, черного и др.), репс и кирза применяются для изготовления мужской и женской рядовой обуви.
В табл. 2 приведены характеристики шагрени пестротканой – хлопчатобумажной ткани с утком из искусственного шелка, в табл. 3 – характеристика атласа и полубархата.
Таблица 2.1
Характеристика шагрени, применяемой для изготовления деталей верха обуви (часть 1)
Ткань |
Число нитей на 10 см |
Прочность полоски на разрыв в кг |
||||||
основа |
уток |
основа 50х200 мм |
уток 20х200 мм |
|||||
норма |
допускаемое отклонение |
норма |
допускаемое отклонение |
норма |
допускаемое отклонение |
норма |
допускаемое отклонение |
|
Отделанная |
294 |
± 6 |
365 |
± 15 |
90 |
— 10 |
110 |
— 10 |
Суровая |
294 |
± 4 |
365 |
± 12 |
90 |
— |
100 |
— |
Каландри-рованная |
294 |
± 4 |
365 |
± 12 |
88 |
— |
100 |
— |
Суровая |
294 |
± 4 |
344 |
± 12 |
90 |
— |
100 |
— |
Отделанная |
290 |
± 4 |
344 |
± 12 |
88 |
— |
100 |
— |
Таблица 2.2
Характеристика шагрени, применяемой для изготовления деталей верха обуви (часть 2)
Ткань |
Ширина ткани в см |
Вес 1 м2 в г |
Номер пряжи суровой |
Удлинение в % не менее |
Пере-плете-ние |
||||
норма |
допускаемое отклонение |
норма |
допускаемое отклонение |
основа |
уток |
основа |
уток |
||
Отделанная |
72 |
±1,5 |
230 |
±15 |
85/3 краш. |
260Д |
16 |
16 |
Мелко-узорча-тое |
Суровая |
72 |
±1,5 |
245 |
± 15 |
85/3 краш. |
260Д |
14 |
17 |
То же |
Каландри-рованная |
72 |
±1,5 |
240 |
± 15 |
85/3 краш. |
260Д |
14 |
17 |
— |
Суровая |
71 |
± 1 |
245 |
± 15 |
85/3 краш. |
315Д |
14 |
— |
Фасон-ное |
Отделанная |
71 |
± 1 |
240 |
± 15 |
85/3 краш. |
315Д |
13-19 |
18-28 |
— |
таблица 3.1
Характеристика атласа и полубархата, применяемых для изготовления деталей верха обуви (часть 1)
Наимено-вание ткани |
Число нитей на 10 см |
Разрывное усилие полоски в кг 50х200 мм |
||||||
основа |
уток |
|||||||
основа |
уток |
|||||||
норма |
допустимое отклонение |
норма |
допустимое отклонение |
норма |
допустимое отклонение |
норма |
допустимое отклонение |
|
Аллас суровый |
564 |
— |
332 |
— |
83,5 |
— |
43,5 |
— |
Атлас готовый |
626 |
— |
327 |
— |
84,8 |
— |
29,1 |
— |
Полубархат гладкокрашенный 532 |
320 |
± 6 |
1148 |
± 52 |
53 |
± 5 |
30 |
± 3 |
Полубархат гладкокрашенный 535 |
328 |
± 6 |
978 |
± 45 |
40 |
± 4 |
24 |
± 3 |
таблица 3.2
Характеристика атласа и полубархата, применяемых для изготовления деталей верха обуви (часть 2)
Наимено-вание ткани |
Ширина в см |
Толщина в мм |
Вес 1 м2 в г |
Номер пряжи |
Удлинение в % |
Краше-ние |
Пере-пле-тение |
||
основа |
уток |
||||||||
основа |
уток |
||||||||
Аллас суровый |
82,8 |
0,3 |
162,3 |
64 |
54 |
12,3 |
10,8 |
— |
Атлас-ное |
Атлас готовый |
78,3 |
0,34 |
145,2 |
62,7 |
82,0 |
5,0 |
10,6 |
Сернис-тое |
То же |
Полубархат гладкокрашенный 532 |
53 ± 1 |
— |
270 ± 14 |
85,2 |
65 |
— |
— |
— |
|
Полубархат гладкокрашенный 535 |
46 ± 1 |
— |
230 ± 12 |
54 |
65 |
— |
— |
— |
§ 4. Раскрой тканей на детали верха, подкладки и межподкладки
Детали верха из текстиля отличаются от деталей из кожи тем, что по линии заднего шва у них имеется припуск на затачку в 4 мм, и с учетом способности нитей осыпаться, несколько увеличены припуски по линии затяжки и под застрочку.
Так как ткани в большинстве случаев меньше тянутся по основе, чем по утку, то детали верха из текстиля обычно выкраивают следом по основе. Однако детали верха для туфель с ремнем и лодочек при раскрое прюнели, атласа и полубархата следует выкраивать следом не по основе, а по утку, чтобы при носке лучше сохранялась форма такой обуви. Нельзя выкраивать детали из текстиля так, чтобы одна часть их в партии была выкроена следом по основе, другая – следом по утку, так как это осложняет пошивку обуви (разумеется еще хуже, если по-разному выкроены детали одной пары заготовок).
Раскрой ткани на подкладку производится следом в поперечном направлении, т.е. в раскроенном полотне нить утка должна лежать вдоль следа ботинка. При таком положении, создающем устойчивость на линии пальцев, полотно обладает некоторой тягучестью в направлении следа, что дает возможность достигнуть правильной обтяжки заготовки: тягучесть полотна и кожи равномерна. В то же время полотно предохраняется от разрыва в носочной части. Выкраивать полотно в продольном направлении не следует.
При раскрое подкладки для туфель с чересподъемным ремнем модели укладывают вдоль основы.
На межподкладку ткани раскраивают, укладывая модели следом не по утку, а по основе, так как большинство тканей, применяемых для межподкладки, имеет по основе меньшую тягучесть. Основное требование к межподкладке – отсутствие тягучести в направлении следа.
Перекосы в деталях обуви из ткани не допускаются, так как перекос нитей основы особенно сильно затрудняет затяжку заготовки. Не допускаются также на деталях верха текстильные пороки. Первосортную ткань раскраивают в 2-4 слоя, а ткань низших сортов, для лучшего использования, — в один слой.
Чтобы полнее использовать текстиль, необходимо соблюдать следующие правила.
Модель необходимо комбинировать (модели меньших размеров с более крупными или разные модели между собой) так, чтобы как можно полнее использовать ткань по ширине, не оставляя полосы – отходов вдоль кромки.
Куски в двух-четырехслойный настил необходимо подбирать не только по ширине, но и по цвету и оттенку.
Модели следует располагать по определенной системе, чем облегчается раскрой и повышается процент использования текстиля. На рис 31 и 31а показана схема раскроя из текстиля деталей верха, на рис.32 – деталей подкладки.
Если меется возможность производить разметку текстиля по трафарету, то нужно применять его, так как этот метод раскроя является одним из наиболее экономных.
§ 1. Общие сведения о тканях
Исходным сырьем для выработки тканей являются волокна хлопка, льна, шелка и др. На прядильных фабриках из волокон прядут нити (пряжу), а на ткацких фабриках из этих нитей переплетением их в определенном порядке вырабатывают ткани.
Нити, идущие вдоль куска ткани, называются основой, а поперек него – утком. В различных тканях основные нити переплетаются с уточными по-разному. Существует много видов переплетений. Главные из них – гарнитуровое, саржевое и атласное, или сатиновое.
При выработке тканей гарнитуровым переплетением (рис. 30, а) нити основы и утка переплетаются между собой попеременно через одну. Благодаря частому их переплетению получается ткань большой прочности.
В саржевом переплетении (рис. 30, б) нить утка прокладывается через 2, 3 или 4 нити основы. Ткани саржевого переплетения менее прочны. чем ткани гарнитурового переплетения.
В атласном (сатиновом) переплетении уточные нити прокладываются через 4-5 нитей основы, реже, чем в саржевом. Ткань атласного переплетения имеет более красивый вид, но меньшую прочность, чем ткани первых двух переплетений.
Прочность, внешний вид и тягучесть ткани являются основными качественными показателями для обувных тканей. Эти показатели зависят от вида применяемых нитей (хлопковых, льняных, шелковых, шерстяных), характера переплетения и ряда других факторов, из которых основными являются: плотность ткани, ее вес, толщина нитей.
Плотность ткани определяется количеством нитей в полоске ткани шириной в 5 или 1 см; от плотности зависит прочность, тягучесть и усадка ткани.
Толщина пряжи характеризуется номером. При метрической системе нумерации номер пряжи обозначает число метров нити в 1 г. Чем выше номер пряжи, тем больше вес ткани.
Прочность ткани зависит от исходного сырья, метода выработки и целевого назначения (например, ткани для верха должны быть прочнее, чем для приклада) и обычно определяется разрывной нагрузкой в килограммах, приходящейся на полоску ткани в 50 мм.
По убывающей прочности ткани располагаются в такой ряд: льняные, хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные.
Тягучестью ткани называется ее способность удлиняться. Это свойство имеет большое значение для тканей, применяемых в обувном производстве. Без наличия тягучести невозможны были бы операции обтяжки и затяжки.
Как правило, тягучесть тканей по основе наименьшая, по утку она больше, по диагонали – наибольшая. Тягучесть ткани выражается в процентах от первоначальной длины и колеблется в пределах от 10 до 40%.
Сопротивляемость истиранию тканей, используемых для обуви, является весьма важным показателем (особенно у тканей, идущих на подкладку).
Ткани вырабатываются как из простой, так и из крученой пряжи, состоящей из двух или нескольких нитей. Ткани из крученой пряжи прочнее тканей из простой пряжи.
Различают обувные ткани для верха обуви, для подкладки, для межподкладки и для приклада (бочков, носков и т.д.). Свойства и внешний вид этих тканей различны.
Эта тема закрыта для публикации ответов.