Оглавление
История и содержание термина
Понятие национальной культуры неразрывно связано с историей, расцветом и упадком определенного этноса. Все события, которые происходили в определенные временные отрезки, неизбежно отражаются на стиле мышления и традициях представителей конкретного народа.
При этом нельзя сказать, что национальная культура оставалась неизменной в определенные исторические периоды. Это очень динамическое понятие, характеристики которого могут меняться под влиянием определенных событий, людей и природных факторов.
Чтобы точнее понять национальную культуру определенного народа, нужно знать основные компоненты этого понятия:
- Историческое прошлое: трагические события, войны, торговые отношения с соседними государствами неизменно откладывают свой отпечаток. Причем традиции и стереотипы мышления постоянно меняются именно под воздействием данного критерия.
- Общий уровень развития конкретного общества: это компонент выражается в способах организации жизни и быта, а также во взаимоотношениях между отдельными представителями конкретного этноса или нации. Это, в свою очередь, оказывает влияние на создание материальных и духовных ценностей, которые также являются отражениями национальной культуры.
- Специфические сферы деятельности: традиции и стереотипы каждой нации неизменно находят свое выражение в музыке, литературе, изобразительном искусстве и даже политической деятельности. По этим показателям другие нации могут оценивать степень развития конкретного народа и вырабатывать схему взаимодействия с ними.
- Язык: еще один немаловажный компонент, стоящий у истоков любой национальной культуры. В данном случае речь идет не только об официальном языке какого-либо государства, но и о диалектах и наречиях, распространенных в конкретной географической области.
Рисунок 2. Нацкультуру формируют стереотипы и условия проживания
В целом можно сказать, что оценивать национальную культуру по какому-то одному критерию неправильно, как и расценивать ее в качестве статической величины, неспособной к дальнейшему развитию (рисунок 2).
Слово и понятие.
Слово «культура» связано в повседневной речи с представлениями о дворцах и парках культуры, о культуре обслуживания и культуре быта, о политической и физической культуре, о музеях, театрах, библиотеках. Часто мы употребляем слово «культура» как синоним «культурности», то есть что-либо, находящееся на высоком уровне («культурный человек», «культурное общество», «культурно вести себя»).
Эти и многие другие примеры словоупотребления «культуры» можно разделить на «оценочные» («культурный человек»), «описательные», когда просто перечисляются (заведомо не полно) отдельные элементы и проявления культуры, и «научно-теоретические». В этом последнем случае культура выступает как одно из фундаментальных научных понятий, которое играет в социо-гуманитарном познании такую же важную роль, как, скажем, понятие массы в физике или наследственности – в биологии.
Научный подход не просто описывает многоразличные проявления культуры, но стремится выявить их сущность, общую основу и тем самым объяснить их. Существует множество научных подходов и определений культуры (ценностный, нормативный, символический, информационно-семиотический и др.). Одним из таких наиболее приемлемых, позволяющим охватить и многие другие подходы, является такой, который определяет культуру как совокупность средств человеческой жизнедеятельности.
Такой подход согласуется с этимологией слова «культура». Оно произошло от латинского cultura (agri) и первоначально означало возделывание земли. В этом значении оно и сегодня используется в биологических и сельскохозяйственных науках, когда говорят о «культурах» определенных растений или бактерий, имея в виду способы их выращивания. Культура часто означает улучшение и облагораживание и человеческих обычаев и способов поведения, воспитание человека. Это словоупотребление перенесено из земледелия, но относится не к растениям, а к людям.
Под культурой следует понимать все то, что создано целенаправленным размышлением и специфичными для людей способами (методами) деятельности. Эти средства позволяют создать как материальные, так и нематериальные, духовные ценности. В этом смысле к культуре принадлежит каждое, даже простейшее, созданное человеком орудие, примитивнейший инвентарь, любая мысль, идея, зародившаяся в уме человека. С помощью культуры люди удовлетворяют своипотребности (материальные и духовные) и строят отношениямежду собой.
Культура как система искусственных средств отличает человека от животных, которые в своей жизнедеятельности опираются на естественные средства. Культура возникает не на пустом месте. Ей предшествует и орудийная деятельность животных, обладающих высокоразвитой психикой, и наблюдаемые в их среде элементы обучения подрастающего поколения, и высокие образцы «строительного искусства» (гнезда, норы, соты и др.) и инстинктивное разделение труда. Но все это отличается принципиально от культуры, поскольку она вырабатывается людьми в процессе сознательной постановки цели. Человек сам создает новые цели, выходящие за рамки своих биологических потребностей, и сам не только создает, но постоянно совершенствует средства деятельности.
В основе культурного прогресса человечества лежит постоянное превращение средств деятельности в ее цели, а целей – в средства. Духовная деятельность, без которой немыслимо существование культуры, возникает как средство, способствующее совершенствованию практической деятельности по добыче материальных благ. Но с развитием общества она превращается в самостоятельную область деятельности, порождая такие сферы культуры, как искусство, религия, наука.
Что такое национальная культура
Общее понятие национальной культуры гласит, что это совокупность духовных и материальных ценностей каждой отдельной нации. Как правило, эти ценности формируются веками под воздействием социальных факторов, природной среды обитания и условий жизни конкретного региона (рисунок 1).
Рисунок 1. Национальную культуру определяет огромное количество факторов
Определение национальной культуры касается и ее проявлений: в традициях, моральных нормах и установках, духовных ценностях и даже стереотипах определенного народа.
При этом национальную культуру ни в коем случае нельзя назвать изолированной. Скорее наоборот, ее формирование неразрывно связано с традициями соседних народов, которые, оказывая влияние на обычаи других этносов, стимулируют развитие национальной культуры. В культурологии также считается, что народ, проживающий изолированно, отличается весьма бедными традициями, в сравнении с этносами, которые постоянно взаимодействуют с соседними народностями.
Изучение культуры[править]
История понятия «культура»
- Слово культура в переводе с латинского означает возделывание, взращивание. Культура — это то, что связано с человеческой деятельностью.
- Цицерон вводит новый смысл понятия «культура». Культура — возделывание души человека. Из этого формируются определенные качества humanitas, что в переводе с латинского означает «человечность». Это стремление занять определенную должность, знание к поэзии, образованность.
- Корень слова «культура» — «культ» переводится как верование, почитание богов. Это слово носит религиозный смысл.
- Культура — то, что противостоит хаосу, то есть «беспределу».
- Культура — то, что связано с человеком а не с природой. Культура — вторая природа
Понятие культуры
Весь окружающий нас мир — это мир культуры. Важнейшим признаком культуры является её всепроникающий характер, непременное включение во все сферы жизни общества и личности. Слово «культура» есть почти во всех языках мира. Оно означает возделывание, изменение, улучшение, производимые человеком в процессе целесообразной деятельности.
В культуре сочетаются традиции и новаторство, устойчивость и изменчивость. Образующие непрерывный процесс исторической преемственности, сохранение культурного наследия и творческого обновления. В культуре действуют творческие союзы и ассоциации, многочисленные социальные институты, музеи и библиотеки, учреждения культуры и организации досуга, способствующие развитию культуры.
С Середины 60-х годов культура рассматривалась как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.
Культура — многогранное, сложное, исторически развивающееся общественное явление, способ освоения действительности, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности.
По словам Д. С. Лихачева XXI век — это век гуманитарной культуры, и уже сейчас необходимо готовить к нему молодое поколение. В конечном счете всякая культура гуманитарная, ибо она идет от человека и служит человеку. Культура человека любой профессии определяется гуманитарной культурой: её пониманием музыки, поэзии, живописи, архитектуры и т. д. Культура представляет главный смысл и главную ценность существования человечества.
Реализующее в деятельности единство субъективного и объективного позволяет понимать культуру как «систему вне биологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе»
Вывод: Культура — это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях
Это незавершённая статья по искусству.Вы можете помочь «Традиции», исправив и дополнив эту статью. |
Способы сохранения национальной культуры
Процесс развития любой национальной культуры нельзя назвать простым, причем ее сохранение сопряжено с определенными проблемами. С одной стороны, представители любой культуры стремятся сохранить свои характерные традиции, символику и другие черты, характерные для определенного этноса. С другой – такая культура со временем отбрасывает некоторые стереотипы и элементы, считающиеся устаревшими в современном мире
В данном случае важно придерживаться «золотой» середины: не забывать о своих корнях под влиянием глобализации и популяризации, одновременно соответствуя требованиям современного мира
На самом деле, защита любой национальной культуры – не выдумка, а вполне выполнимая задача
Учитывая основные ее составляющие, важно защищать такие важные для любой культуры качества, как язык, традиции и моральные качества. При этом сохранение и возрождение возможно лишь в том случае, если представители данной культуры будут считать ее по-настоящему важной
Среди способов сохранения стоит выделить несколько вариантов. Во-первых, руководству страны следует внедрить такую систему образования, которая будет задавать общее культурологическое направление ценностей. В результате отдельно взятые представители будут полноценно функционировать в обществе и самостоятельно оценивать степень влияния других культур.
Во-вторых, если первое условие были реализовано оптимально, глобализация лишь обогатит культуру, а не приведет к ее растворению. При этом контроль за влияние глобальных веяний все же должен находиться у государственных властей.
Поделиться
- 40
4.04.2019
7 211
Средство творческого создания.
Основная функция культуры – быть средством творческого создания артефактов. Артефакты – это продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления (артефакт – от лат. arte – искусственный и factus – сделанный). Мир артефактов – это искусственная среда человека, «вторая природа», удовлетворяющая самые различные потребности людей. В отличие от предметов и явлений природы артефакты имеют не только объективные свойства, но субъективную значимостьили ценность для человека. Человек с помощью культуры творит ценности.
Объект имеет ценность, если человек видит в нем средство удовлетворения своей потребности, если не видит, то объект не имеет ценности или имеет отрицательную ценность – антиценность. Обычно ценности разделяют на материальные (жилище, одежда, техника и пр.) и духовные (истина, красота, добро, вера, надежда, любовь и т.п.).
Среди артефактов есть такие, которые сообщают информацию не о себе, о своей значимости и ценности, а о других объектах. Про них говорят, что они имеют значения, смыслы и называются они знаками, или символами. Мир культуры – это не только мир ценностей, но и знаков, мир символов.
Посредством артефактов, в том числе и с помощью знаков, культура, помимо своей главной функции, выполняет множество других социальных функций. Назовем важнейшие из них.
О чем идет речь?
Этническая культура представляет собой такую совокупность, которая дает описание повседневной жизнедеятельности, особенностям быта. Принято выделять ядро, периферию. В современной трактовке термина этническая культура – это нрав, обычаи, традиции. Сюда относятся и применяемые правовые нормативы, используемые в рабочих процессах орудия, ценности общества и даже типичная одежда. Культура – это продукты питания, транспортные средства, дома, информационная база, накопленная представителями нации и в собраниях знаний. Сюда же причисляют веру и народное искусство.
Принято говорить, что этническая культура народа двухслойна. Первичен ранний слой, который обусловлен элементами, переданными по наследству. Второй слой – поздний, некоторые теоретики предпочитают называть его верхним. Такие элементы этнической культуры пришли позднее, они описывают современные явления и обусловлены новообразованиями, свойственными обществу.
Нация и язык
Формирование любой национальной культуры нельзя рассматривать без языка, как основы взаимоотношений между отдельными индивидами и развития традиций и верований. Именно язык играет ключевую роль в становлении определенного этноса, так как способен объединять даже очень большие группы людей.
Яркий пример влияния языка на сохранение этноса можно привести с русскими. Люди, говорящие на русском языке, будут считаться членами именно этого этноса, вне зависимости от страны проживания и гражданства.
При этом язык, в отличие от этноса, нельзя назвать статичной единицей. В традиционном языкознании принято считать, что лексика и даже грамматика могут постепенно меняться под воздействием войн, отношений с другими народами, глобализации и миграции. Однако некоторые характерные черты определенного языка все же сохраняются и играют важную роль в формировании национальной культуры.
Этимология и определение
Поскольку данное понятие многогранно, то и определений у него также немало. Ну, во-первых, давайте выясним, в каком языке оно произошло и что изначально означало. А возникло оно еще в Древнем Риме, где словом “культура” (cultura) называли сразу несколько понятий:
1) возделывание;
2) воспитание;
3) почитание;
4) образование и развитие.
Как видите, практически все из них и сегодня подходят под общее определение данного термина. В Древней Греции под ним также понимали образованность, воспитание и любовь к земледелию.
Что же касается современных определений, то в широком смысле под культурой понимают совокупность духовных и материальных ценностей, которые выражают тот или иной уровень, то есть эпоху, исторического развития человечества. Согласно другому определению, культурой называется область духовной жизнедеятельности человеческого общества, которая включает систему воспитания, образования и духовного творчества. В узком смысле культурой называется степень овладения определенной областью знаний или навыками той или иной деятельности, благодаря которым человек получает возможность самовыражения. У него формируется характер, стиль поведения и т. д. Ну и наиболее употребляемое определение – это рассмотрение культуры как формы социального поведения индивида в соответствии с уровнем его образованности и воспитанности.
Что такое духовная культура
Духовная культура — система знаний и идей, которая относится ко всему человечеству или же к какому-либо культурно-историческому единству: народу (русская культура), нации, религиозному движению. Истоки духовной культуры лежат в человеке. Она возникает, потому что человек в жизни не ограничивает себя только тем, что он познает ежедневно, а впитывает в себя духовный опыт, из которого он оценивает все вокруг себя, из которого он любит и верит во что-либо.
Духовная культура, в отличие от материальной культуры, возникла и существует благодаря тому, что человек не ограничивается какими-то бытовыми потребностями, а признает главным духовный опыт. Из-за этого опыта он живет, любит, оценивает все окружающие его вещи.
Духовная культура — область человеческой деятельности, которая охватывает различные сферы духовной жизни человека и общества. Духовная культура объединяет формы общественного сознания (искусство, наука, мораль, правосознание, религия, идеология) и их воплощение в архитектурные, литературные, художественные памятники.
От чего зависят культурные особенности?
Быт, культура, традиции народа и их отличительные черты, то есть особенности, зависят от многих факторов. Главные нюансы, влияющие на то, какой становится культура народа, это:
- географические и климатические условия проживания;
- изолированность или же близость с другими этносами;
- размеры занимаемой территории.
То есть, чем больше места у определенного этноса, тем больше в его культуре будет присутствовать моментов, связанных с дорогами, преодолением расстояний. Это могут быть пословицы или поговорки, способ запряжения лошадей, форма карет, темы живописных полотен и прочее. К примеру, неотъемлемая часть русской культуры – катание на тройках. Это уникальная особенность русского этноса, данного элемента нет ни в одной культуре, кроме славянской. Обусловлено возникновение данной особенности большой территорией и необходимостью быстро преодолевать значительные расстояния, имея при этом возможность отбиться от хищников. Например, волки не атакуют тройки лошадей, а вот на повозки, в которые запряжена одна кобылка, нападают.
Удаленность от других этносов становится причиной особенного формирования языка, традиций и иных культурных нюансов. Народ, не подверженный тесному и постоянному контакту с другими этносами, имеет уникальные традиции, обычаи и менталитет. Самым ярким примером такой страны является Япония.
Климат и ландшафт также оказывают прямое действие на культурные особенности. Наиболее заметно это влияние в национальных костюмах и повседневной одежде, в традиционных занятиях, архитектуре и иных видимых проявлениях культуры народов.
Татарская культура
Представители татарского этноса на территории России составляют приблизительно 5 млн 310 тысяч человек — это 3,72% от всего населения страны.
Религия татар
Основное вероисповедание татар — это ислам суннитского толка. При этом существует небольшая часть татар-кряшен, чьей религией является православие.
Татарские мечети можно увидеть во многих городах России, например, Московская историческая мечеть, Санкт-Петербургская соборная мечеть, Пермская соборная мечеть, Ижевская соборная мечеть и другие.
Традиционное татарское жилье
Татарское жилье представляло собой срубный четырехстенный дом, огороженный со стороны фасада и отдаленный от улицы, с сенями. Внутри помещение делилось на женскую и мужскую часть, женская заодно являлась кухней. Дома украшали яркой росписью, в особенности ворота.
В Казани, Республика Татарстан, осталось много таких усадеб, не только в качестве памятников архитектуры, но и в качестве жилых домов.
Татарский национальный костюм
Костюм может отличаться в зависимости от подгруппы татар, однако большое влияние на единый образ национального костюма оказала одежда поволжских татар. Она состоит из рубахи-платья и шаровар, как для женщин, так и для мужчин, а в качестве верхней одежды часто использовали халат. Головным убором у мужчин была тюбетейка, у женщин — бархатная шапочка.
В первозданном виде такие костюмы уже не носят, но некоторые элементы одежды в ходу до сих пор, например, платки, ичиги. Увидеть традиционную одежду можно в этнографических музеях и на тематических выставках.
Традиционная татарская кухня
Отличительной чертой этой кухни есть то, что на ее развитие повлияли не только татарские этнические традиции. От разных культур татарская кухня вобрала в себя бал-май, пельмени, плов, пахлаву, чай и другие разнообразные блюда.
Татарская кухня может похвастаться разнообразием мучных изделий, среди них: эчпочмак, кыстыбый, кабартма, санса, кыймак.Часто употребляется молоко, однако чаще всего в переработанном виде — творог, катык, сметана, сюзмэ, эремчек. Масса ресторанов по всей России предлагает меню татарской кухни, а лучший выбор, конечно же, в столице Татарстана — Казани.
Семейные традиции и духовные ценности татар
Создание семьи всегда было наивысшей ценностью у татарского народа. Брак считается священной обязанностью. Нравственная и духовная культура народов России так или иначе связана с культурой религиозной, так и особенности мусульманского брака заключаются в том, что он неразрывно связан с религиозной культурой мусульман. Например, Кораном запрещается жениться на женщине-атеистке, женщине-агностике; не слишком одобряется и брак с представительницей другой религии.Сейчас татары знакомятся и женятся в основном без вмешательства семьи, но раньше самым распространенным был брак по сватовству — родственники жениха шли к родителям невесты и делали предложение.
Татарская семья — это семья патриархального типа, замужняя женщина находилась полностью во власти мужа и на его содержании. Количество детей в семье иногда превышало шесть человек. Селились супруги у родителей мужа; жить у родителей невесты было постыдно. Беспрекословное послушание и уважение к старшим — еще одна важнейшая черта татарского менталитета.
Татарские праздники
Татарская культура празднования включает в себя и исламские, и оригинальные татарские, и общероссийские государственные праздники.Крупными религиозными праздниками считаются ураза-байрам — праздник разговения, в честь окончания месяца поста — рамадана, и курбан-байрам — праздник жертвоприношения.
До сих пор татары празднуют и каргатуй, или карга буткасы — народный праздник весны, и сабантуй — праздник по случаю завершения весенних сельскохозяйственных работ.
Культура каждого народа России уникальна, а вместе они представляют из себя удивительный пазл, который будет неполноценным, если убрать какую-то часть. Наша же задача заключается в том, чтобы знать и ценить это культурное наследие.
Функции культуры
С одной стороны, человек сам создаёт культуру, с другой, по мере своего формирования и развития культура оказывает всё большее влияние на человека, на его поведение и внутренний мир.
Функция освоения и преобразования мира
Эта функция отвечает за потребность человека в пище, орудии труда, а также за потребность в творчестве, в создании чего-то нового. Поэтому человек изучает и изменяет окружающий мир.
Коммуникативная функция
Коммуникативная функция направлена на удовлетворение потребности человека в общении. Чтобы общаться и передавать информацию человек создаёт знаки и символы, языки и закрепляет их в материальном виде (книгах, кино, живописи) или нематериальном виде (идеях, сказаниях, музыке).
Сигнификативная функция
Сигнификативная функция культуры (от лат. significare — давать знать, обнаруживать) состоит в том, чтобы создать для человека понятную картину мира и приписать значение окружающим предметам и явлениям.
Функция накопления и хранения информации
Человек является носителем культуры, он сохраняет её ценности в своей памяти, мифах, легендах и на материальных носителях.
Нормативная функция
Данная функция связана с регулированием общественной и личной деятельности человека. С помощью норм можно закрепить, как человек будет одеваться, как он будет выглядеть и вести себя с другими людьми. К таким нормам можно отнести правила этикета, гигиены, моральные нормы и более узкие, например юридические и медицинские нормы.
Функция проективной разрядки
Культура помогает человеку справиться с психическим напряжением, расслабиться, даже обрести покой. В частности, кино и телевидение помогают отвлечься от суеты, негативных мыслей, а различные ритуалы и празднества (похоронные, свадебные, именины и т. д.) сближают людей, помогают справиться с негативными эмоциями и переживаниями.
Функция защиты
Культура предоставляет решения и схемы поведения для сложных ситуаций, в которых может оказаться человек. Продукты культуры помогают человеку выжить (орудия труда, вещи, научные открытия, нормы и т. д.). Культура также ответственна за активность человека, движение, память, за раскрытие талантов человека.
Факторы формирования этнической культуры
- Язык – играет важную роль в формировании неповторимой языковой картины мира у народа, создании его собственных выразительных средств речи и т. д.
- Религия – иногда влияет на образование разных этнических культур среди народов, которые говорят на одном и том же языке, но не соответствуют друг другу в религиозных верованиях. К примеру, в бывшей республике Югославии общим языком был сербохорватский, но при этом хорваты исповедуют католицизм, а сербы – православие.
- Эндоэтноним – самоназвание народа — также влияет на его этническую культуру. Как мы знаем, не каждый народ зовет себя так же, как его зовут другие этносы. Например, венгры называют сами себя мадьярами, евреи – иегудимами, южные корейцы – хангук сарам, северные корейцы – чосон сарам и т. д.
- Национальный характер – его еще называют «душа народа» — представляет собой набор постоянных психологических черт, которые проявляются в поведении этноса. Это приобретаемые черты, поэтому психический фактор не передается от предков, работает не с рождения, а в процессе воспитания этносов.
Список книг
- Аликберов А. К. Эпоха классического ислама на Кавказе. (2003) ISBN 5-02-018190-0
- Алпатов В. М. Япония. Язык и общество. (1988)
- Афанасьева В. К. Гильгамеш и Энкиду: Эпические образы в искусстве. (1979)
- Банк А. В. Прикладное искусство Византии IX-XII вв.: Очерки. (1978)
- Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация: История. Религия. Философия. Эпос. Литература. Наука. Встреча культур. (2000, 2001) ISBN 5-02-018196-X
- Бонгард-Левин Г. М., Герасимов А. В. Мудрецы и философы древней Индии: Некоторые проблемы культурного наследия. (1975)
- Бэшем А. Л. Чудо, которым была Индия. (1977, 2000)
- Ватсьяян К. Наставления в искусстве театра: «Натьяшастра» Бхараты. (2009)
- Воробьёв М. В., Соколова Г. А. Очерки по истории науки, техники и ремесла в Японии. (1976)
- Гришелева Л. Д., Чегодарь Н. И. Японская культура нового времени. (1998) ISBN 5-02-017996-5
- Доде З. В. Средневековый костюм народов Северного Кавказа. Очерки истории. (2001) ISBN 5-02-018237-0
- Дойель Л. Завещанное временем: Поиски памятников письменности. (1980)
- Додхудоева Л. Н. Поэмы Низами в средневековой миниатюрной живописи. (1985)
- Дьяконов И. М. Люди города Ура. (1990) ISBN 5-02-016568-9
- Дьяконова Н. В. Шикшин. Материалы Первой Русской Туркестанской экспедиции академика С. Ф. Ольденбурга. 1909-1910 гг. (1995)
- Западова Е. А. В стране, где течёт Иравади: Очерки культуры современной Бирмы. (1980)
- Иванова Г. Д. Русские в Японии XIX — начала XX в. Несколько портретов. (1993) ISBN 5-02-017715-6
- Итс Р. Ф. Золотые мечи и колодки невольников. (1975)
- Кара Д. Книги монгольских кочевников (семь веков монгольской письменности). (1972)
- Кирквуд К. Ренессанс в Японии: Культурный обзор семнадцатого столетия. (1988)
- Кореняко В. А. Искусство народов Центральной Азии и звериный стиль. (2002) ISBN 5-02-018205-2
- Кочешков Н. В. Народное искусство монголов. (1973)
- Кычанов Е. И., Савицкий Л. С. Люди и боги страны снегов. Очерк истории Тибета и его культуры. (1975)
- Лапис И. А., Матье М. Э. Древнеегипетская скульптура в собрании Государственного Эрмитажа. (1969)
- Лубо-Лесниченко Е. И. Привозные зеркала Минусинской котловины: К вопросу о внешних связях древнего населения Южной Сибири. (1975)
- Лубо-Лесниченко Е. И. Китай на Шёлковом пути: Шёлк и внешние связи древнего и раннесредневекового Китая. (1994)
- Луконин B. Г. Культура сасанидского Ирана. Иран в III-V вв. Очерки по истории культуры. (1969)
- Маке Ж. Цивилизация Африки южнее Сахары (История. Технические навыки. Искусства. Общества). (1974)
- Маршак Б. И. Согдийское серебро. Очерки по восточной торевтике. (1971)
- Массон В. М., Сарианиди В. И. Среднеазиатская терракота эпохи бронзы. Опыт классификации и интерпретации. (1973)
- Пигулевская Н. В. Культура сирийцев в средние века. (1979)
- Пострелова Т. А. Академия живописи в Китае в X-XIII веках. (1976)
- Терентьев-Катанский А. П. Материальная культура Си Ся. По данным тангутской лексики и иконографическому материалу. (1993) ISBN 5-02-017252-9
- Терентьев-Катанский А. П. С Востока на Запад (Из истории книги и книгопечатания в странах Центральной Азии VIII-XIII вв). (1990) ISBN 5-02-016982-X
- Тян В. Д. Буддийские храмы средневековой Кореи. (2001) ISBN 5-02-018142-0
- Фрай Р. Наследие Ирана. (1972, 2002) ISBN 5-02-018306-7
- Циркин Ю. Б. Карфаген и его культура. (1986)
- Циркин Ю. Б. Финикийская культура в Испании. (1976)
- Шефер Э. Золотые персики Самарканда: Книга о чужеземных диковинах в империи Тан. (1981)
- Шифман И. Ш. Набатейское государство и его культура: Из истории культуры доисламской Аравии. (1976)
- Яценко С. А. Костюм древней Евразии (ираноязычные народы). (2006)
- Аравия: материалы по истории открытия. (1981)
- Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века: Сб. статей. (1982)
- Древо индуизма. (1999) ISBN 5-02-018032-7
- Из истории традиционной китайской идеологии. (1984)
- Очерки истории арабской культуры V-XV вв.Сост. Л.И.Николаева. (1982)
- Очерки истории культуры средневекового Ирана: Письменность и литература. (1984)
- Рукописная книга в культуре народов Востока: очерки. Кн. 1. (1987)
- Рукописная книга в культуре народов Востока: очерки. Кн. 2. (1988)
Понятие культуры.
Понятие культуры изначально в Древнем Риме означало земледелие. Марк Порций Катон Старший еще во II веке до н.э. написал трактат о земледелии «De Agri Cultura». Как самостоятельный термин культура стал использоваться в XVII веке и означал «воспитанность» и «образованность». В повседневной жизни культура сохранила и это значение.
Культура – это совокупность самых разных проявлений человеческой деятельности, включая самовыражение, самопознание, накопление навыков и умений. Проще говоря, культура – это все что создано человеком, то есть не является природой. Культура как вид деятельности всегда имеет результат. В зависимости от того, какой характер имеет этот результат (относится к материальным ценностям или к духовным), культуру различают на материальную и духовную.
Список книг
- Аликберов А. К. Эпоха классического ислама на Кавказе. (2003) ISBN 5-02-018190-0
- Алпатов В. М. Япония. Язык и общество. (1988)
- Афанасьева В. К. Гильгамеш и Энкиду: Эпические образы в искусстве. (1979)
- Банк А. В. Прикладное искусство Византии IX-XII вв.: Очерки. (1978)
- Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация: История. Религия. Философия. Эпос. Литература. Наука. Встреча культур. (2000, 2001) ISBN 5-02-018196-X
- Бонгард-Левин Г. М., Герасимов А. В. Мудрецы и философы древней Индии: Некоторые проблемы культурного наследия. (1975)
- Бэшем А. Л. Чудо, которым была Индия. (1977, 2000)
- Ватсьяян К. Наставления в искусстве театра: «Натьяшастра» Бхараты. (2009)
- Воробьёв М. В., Соколова Г. А. Очерки по истории науки, техники и ремесла в Японии. (1976)
- Гришелева Л. Д., Чегодарь Н. И. Японская культура нового времени. (1998) ISBN 5-02-017996-5
- Доде З. В. Средневековый костюм народов Северного Кавказа. Очерки истории. (2001) ISBN 5-02-018237-0
- Дойель Л. Завещанное временем: Поиски памятников письменности. (1980)
- Додхудоева Л. Н. Поэмы Низами в средневековой миниатюрной живописи. (1985)
- Дьяконов И. М. Люди города Ура. (1990) ISBN 5-02-016568-9
- Дьяконова Н. В. Шикшин. Материалы Первой Русской Туркестанской экспедиции академика С. Ф. Ольденбурга. 1909-1910 гг. (1995)
- Западова Е. А. В стране, где течёт Иравади: Очерки культуры современной Бирмы. (1980)
- Иванова Г. Д. Русские в Японии XIX — начала XX в. Несколько портретов. (1993) ISBN 5-02-017715-6
- Итс Р. Ф. Золотые мечи и колодки невольников. (1975)
- Кара Д. Книги монгольских кочевников (семь веков монгольской письменности). (1972)
- Кирквуд К. Ренессанс в Японии: Культурный обзор семнадцатого столетия. (1988)
- Кореняко В. А. Искусство народов Центральной Азии и звериный стиль. (2002) ISBN 5-02-018205-2
- Кочешков Н. В. Народное искусство монголов. (1973)
- Кычанов Е. И., Савицкий Л. С. Люди и боги страны снегов. Очерк истории Тибета и его культуры. (1975)
- Лапис И. А., Матье М. Э. Древнеегипетская скульптура в собрании Государственного Эрмитажа. (1969)
- Лубо-Лесниченко Е. И. Привозные зеркала Минусинской котловины: К вопросу о внешних связях древнего населения Южной Сибири. (1975)
- Лубо-Лесниченко Е. И. Китай на Шёлковом пути: Шёлк и внешние связи древнего и раннесредневекового Китая. (1994)
- Луконин B. Г. Культура сасанидского Ирана. Иран в III-V вв. Очерки по истории культуры. (1969)
- Маке Ж. Цивилизация Африки южнее Сахары (История. Технические навыки. Искусства. Общества). (1974)
- Маршак Б. И. Согдийское серебро. Очерки по восточной торевтике. (1971)
- Массон В. М., Сарианиди В. И. Среднеазиатская терракота эпохи бронзы. Опыт классификации и интерпретации. (1973)
- Пигулевская Н. В. Культура сирийцев в средние века. (1979)
- Пострелова Т. А. Академия живописи в Китае в X-XIII веках. (1976)
- Терентьев-Катанский А. П. Материальная культура Си Ся. По данным тангутской лексики и иконографическому материалу. (1993) ISBN 5-02-017252-9
- Терентьев-Катанский А. П. С Востока на Запад (Из истории книги и книгопечатания в странах Центральной Азии VIII-XIII вв). (1990) ISBN 5-02-016982-X
- Тян В. Д. Буддийские храмы средневековой Кореи. (2001) ISBN 5-02-018142-0
- Фрай Р. Наследие Ирана. (1972, 2002) ISBN 5-02-018306-7
- Циркин Ю. Б. Карфаген и его культура. (1986)
- Циркин Ю. Б. Финикийская культура в Испании. (1976)
- Шефер Э. Золотые персики Самарканда: Книга о чужеземных диковинах в империи Тан. (1981)
- Шифман И. Ш. Набатейское государство и его культура: Из истории культуры доисламской Аравии. (1976)
- Яценко С. А. Костюм древней Евразии (ираноязычные народы). (2006)
- Аравия: материалы по истории открытия. (1981)
- Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века: Сб. статей. (1982)
- Древо индуизма. (1999) ISBN 5-02-018032-7
- Из истории традиционной китайской идеологии. (1984)
- Очерки истории арабской культуры V-XV вв.Сост. Л.И.Николаева. (1982)
- Очерки истории культуры средневекового Ирана: Письменность и литература. (1984)
- Рукописная книга в культуре народов Востока: очерки. Кн. 1. (1987)
- Рукописная книга в культуре народов Востока: очерки. Кн. 2. (1988)
Эта тема закрыта для публикации ответов.