Что такое культура. признаки народной, массовой и элитарной культуры

Алан-э-Дейл       27.10.2024 г.

Оглавление

Информационная функция.

Культура – носитель социальной информации, которая сохраняется и накапливается в обществе. Основными носителями информации являются знаки. Можно выделить три основных вида значений (или информации), которые они обозначают.

Первый вид – это знания, информация о свойствах объекта (природного или артефакта), утверждение о наличии или отсутствии у объекта каких-то свойств. С развитием культуры объем знаний постоянно растет. Есть знания, которые в одних культурах признаются истинными, а в других – ложными. Овладение культурой требует освоения накопленных разнообразных знаний. Средоточием истинных знаний является такой вид культуры как наука. Путь в современную культуру – это образование.

Второй вид значения – это оценка объекта, формирование определенного отношения человека к нему. Способность оценивать объекты связана с образованием в уме человека ценностных представлений. Это представления о том, какими объекты должны быть, чтобы удовлетворить человеческие потребности. Высокие мысленные образцы объектов, которые максимально полным и совершенным образом отвечают потребностям человека, называются идеалами. Они служат эталонами ценностей. В результате исторического развития и взаимодействия разных культур постепенно происходит формирование общечеловеческих идеалов. Они включают в себя все лучшее, что накоплено в культурах различных эпох и народов. Культура предстает перед человеком как мир общественных идеалов.

Третий вид знаковой информации – это регулятивный смысл, правила или требования,нормы,в соответствии с которыми люди строят свое поведение и деятельность. Они указывают, какие пути и средства достижения целей допустимы, а какие – нет. Культура в отличие от регуляции поведения у животных несет в себе программу деятельности, которая не заложена в генах, ей надо учиться. Культурные нормы регламентируют все, с чем связана человеческая жизнь – еду, одежду, отношения между мужчиной и женщиной, развлечения и труд. Уровень овладения культурой определяется тем, насколько хорошо мы усвоили содержащуюся в разнообразных регулятивных знаках информацию и придерживаемся программ поведения, предписанных культурой. Различные культуры обладают разной степенью нормативности: «нормативной недостаточностью» и «нормативной избыточностью», последняя способствует стабильности общества.

Программируя поведение человека, культура не лишает егосвободывыбора действий. Все дело в том, насколько человек способен к свободному выбору и созиданию, к осуществлению того, к чему «толкает» его свободный выбор.

Классификация

  • 1. Зерновые культуры. Их также называют злаками. Имеют очень большое значение для человека, так как составляют основной его рацион. Помимо этого, используются зерновые в качестве корма для животных, а также применяются в производстве. В общем, злаки очень важны. Входят в данную группу такие растения как пшеница, рис, ячмень, овёс, кукуруза, гречиха, рожь, просо и многие другие.
  • 2. Овощные культуры также очень важны для людей, поскольку входят в наш рацион в довольно больших количествах, а также являются поставщиками витаминов, микроэлементов, макроэлементов и других полезных веществ. Самые распространённые овощные растения: картофель, кабачок, морковь, капуста, свекла, томаты, огурцы, перец, редис, чеснок, лук.
  • 3. Плодовые культуры являются настоящими кладезями полезных веществ. Многие плодовые виды растений являются лидерами в списке полезнейших растений мира. Сложно представить, откуда люди брали бы необходимые им полезные вещества, если бы не существовало плодовых растений. Самыми известными среди них являются: яблоня, груша, апельсин, грейпфрут, киви, персик, банан, дыня, хурма, виноград, вишня, малина и многие другие растения.

Все оставшиеся культуры можно разделить на:

  • Бобовые (фасоль, горох, соя).
  • Масличные (рапс, подсолнечник, олива европейская).
  • Бахчевые (дыня, тыква, арбуз).
  • Стимулирующие (кофейное дерево, какао, женьшень).
  • Волокнистые (лён, хлопчатник).
  • Сахароносные (сахарная свёкла, дыня, арбуз).
  • Крахмалоносные (картофель, кукуруза).

Отдельно ото всех стоят декоративные культуры. Декоративными растениями называют те, которые выращиваются для оформления жилых помещений, парков, садов, скверов и т.д. Как правило, выращиваются они лишь ради красоты, но несмотря на это, могут приносить немалую пользу. Что с успехом и делают. Растения выделяют кислород, а также очищают воздух. Но, помимо этого, обладают также и иными полезными качествами.Примерами декоративных растений являются: роза, кактус, аспарагус, фиалка, бегония, алоэ и другие.

Виды культуры

Многообразие культур можно классифицировать по-разному. В зависимости от того, кто создаёт культуру, различают массовую, элитарную и народную культуры.

Культура может подразделяться на материальную и духовную в зависимости от результатов деятельности человека.

По вероучению различают христианскую, исламскую, иудейскую, буддийскую культуры. Такая культура присуща определённым религиям и религиозным учениям: христианству, исламу, буддизму.

По носителю культуры различают мировую и национальную (этническую) культуры. В рамках национальной культуры выделяют отдельные сферы – субкультуры и контркультуры.

Массовая культура

Массовая культура носит развлекательный характер и направлена на получение прибыли. Она проста в изложении и благодаря этому доступна всем. Продукты такой культуры создаются специалистами с учётом востребованности и популярности того или иного явления на данный момент (например, жёлтая пресса, развлекательная литература, поп-музыка, реклама, мода).

Элитарная культура

Для элитарной культуры характерна сложность содержания. Она создаётся представителями высших слоёв общества (элитой) либо по их заказу. Произведения культуры нешаблонные, уникальные и ориентированы на элиту. Такие произведения доступны для понимания преимущественно ценителям, знатокам и высокообразованным людям. Примером могут служить артхаусное кино, высокоинтеллектуальная литература.

Народная культура

Создатели такой культуры неизвестны. Произведения характерны для определённых народов, наций. Они передаются следующим поколениям, как правило, в устной форме (например, фольклор, народные инструменты, народные традиции, народная медицина).

Материальная культура

Под материальной культурой понимаются искусственно созданные человеком предметы, материальные ценности – вещи, изделия, устройства, сооружения. В качестве примера можно привести книги, постройки, украшения, одежду, пищу, орудия труда, картины и т. д.

Духовная культура

Под духовной культурой понимается совокупность нематериальных элементов, созданных человеком. К ним можно отнести религию, нормы, церемонии, ритуалы, язык, мифы, знания, обычаи, мораль, научные теории и т. д.

Мировая культура

Мировая культура – это результаты творческой деятельности всех национальных культур различных народов. По географическому признаку всю мировую культуру можно разделить на европейскую, азиатскую, африканскую, латиноамериканскую, североамериканскую куль­туры.

Национальная (этническая) культура

Национальная или, как её ещё называют, этническая культура представляет — это материальные и духовные ценности одной нации или этнической группы. Такая культура совмещает в себе культуры различных социальных слоёв, этнических групп или наций, характеризуется единством территории, государственностью и общностью экономической жизни.

Субкультура

Субкультура — это культура чётко определённой социальной группы внутри определённого общества. У этой группы свои убеждения, взгляды на жизнь и поведение, отличное от широкой публики. Можно выделить молодёжные (например, эмо, готы, панки), криминальные (например, гопники), религиозные и даже профессиональные субкультуры (присущие определённым религиозным верованиям и профессиям соответственно).

Контркультура

Контркультура обозначает такую особую сферу культуры, которая не просто отличается от господствующей культуры, но находится в конфликте с основными её ценностями, нормами, моралью. Представители контркультур отвергают устоявшиеся принципы и нормы (например, хиппи в США или стиляги в СССР).

О культурных растениях

Из-за того, что агрокультуры выращиваются человеком, они не имеют естественных ареалов обитания. Хотя иногда такие растения могут встречаться и в природе, но они являются дикими, как правило, что не мешает использовать их в тех же целях, что и культурные.

Многие виды культурных растений скрещиваются с другими. Люди постоянно экспериментируют, пытаясь добиться лучшего урожая, устойчивости растений к болезням или плохим климатическим условиям. И довольно часто людям удаётся достичь желаемого, благодаря чему мы видим на своих столах такие вкусные продукты растительного происхождения.

В словаре Д.Н. Ушакова

КУЛЬТУ́РА, культуры, ·жен. (·лат. cultura) (·книж. ).1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками.2. То или иное состояние общественной, хозяйственной, умственной жизни в какую-нибудь эпоху, у какого-нибудь народа, класса. Неолитическая культура. Культура древнего Египта. Пролетарская культура.3. только ед. То же, что культурность. Высокая культура. Насаждать культуру.4. только ед. Разведение, возделывание, обработка (с.-х.). Культура льна, свекловицы.5. Разводимое, культивируемое растение (с.-х.). Сельскохозяйственные культуры. Масличные культуры (соя, кунжут, клещевина ·и·др. ).6. Лабораторное выращивание бактерий; полученная таким путем колония бактерий (бактер.). Культура холеры.7. перен., только ед. Усовершенствование, высокое развитие. Актеру требуется культура голоса, движений. Физическая культура (спорт и гимнастика).

Виды культуры

Внутренняя культура – моральные и нравственные устои человека, которые формируются у него на протяжении первых 20 лет. Я думаю, внутренняя культура не формируется сама по себе, на нее оказывают воздействие внешние факторы, такие как: воспитание родителей, круг общения, педагоги в школе и т.д.

Общественная культура – культа народа в целом. Это те поведенческие факторы, которые сложились у народа на протяжении многих лет. Сюда можно отнести всевозможные мероприятия, архитектуру, живопись той или иной нации.

Культура в каком-то конкретном направлении – это культура поведения исходя из какой-то конкретной ситуации. Например, часто можно услышать: “культура общения”. Эту фразу можно интерпретировать следующим образом: Манеры общения человека. То, насколько он умеет общаться с другими людьми.

[править] Литература

  • Берестовская Д. С. Культурология. Учебное пособия. — Симферополь. Бизнес-Информ, 2005. — 392 с.
  • Берестовская Д. С. История формирования и развития философии культуры. Учебное пособие. — Симферополь, 2006
  • Каган М. С. Философия культуры. Становление и развитие. С-Пб, издательство «Лань», 1998. — 448 с.
  • Костенко А. М. Культура и закон — в противодействии злу. — Киев: Атика. — 2008.- 352 с.
  • Теория и история мировой и отечественной культуры. Курс лекций. Киев: Лыбидь, 1993. — 390 с.
Фидуциарный договор • Свободы • Групповые права • Естественные и юридические права • Негативные и позитивные права • Суверенитет • Универсальность • Универсальная юрисдикция 
Гражданские
и политические
Право на смерть • Право на личную неприкосновенность • Свобода • Свобода передвижения • Свобода от рабства • Личность • Морфологическая свобода • Право на оружие • Равенство перед законом • Право на лечение • Свобода от произвольного ареста и задержания • Свобода от пыток и жестокого обращения • Право на справедливое и беспристрастное правосудие (в том числе, Право на юридическую помощь и Право на судебную защиту) • Презумпция невиновности • Политическое убежище • Подданство • Свобода от изгнания • Неприкосновенность частной жизни • Свобода совести • Свобода вероисповедания • Свобода слова (свобода информации) • Свобода собраний • Свобода ассоциаций • Право на протест • Право голоса • Брачный союз • Семейная жизнь • Права меньшинств • Право на жизнь • Политическая свобода 
Экономические,
социальные
и культурные
Право на труд • Право на вознаграждение • Право на справедливую оплату труда • Право на социальное обеспечение · Право на Досуг и отдых • Право на собственность • Право на культуру · Право на участие в общественной жизни • Право на образование • Право на достаточный жизненный уровень • Право на развитие (англ.) • Право на охрану здоровья • Право на воду (англ.) • Право на еду (англ.) • Право на жилище • Права потребителей 
Репродуктивные Планирование семьи • Сексуальное здоровье • Искусственный аборт • Свобода от насильственного обрезания женских половых органов 
Война и вооружённый конфликт Мирное население • Комбатант • Свобода от геноцида · Плен
Международное право прав человекаМеждународные институты и организации по правам человека

Такая разная культура

Культура это….

  • Грамотность письма или речи.
  • Растения, которых выращивают для того, чтобы получать продукты питания.
  • Воспитанность.
  • Мировоззрение.

Именно последний пункт мы обычно изучаем в школе. Там культура изучается как совокупность взглядов на мир, то, что люди считали «прекрасным». К культуре относят фольклорные произведения (песни, басни, предания); литературные произведения (стихи, поэмы, рассказы, эпос); драматические произведения (пьесы и т.д.); произведения кинематографа (художественные, документальные фильмы и т.д.); религиозные представления; народные обряды и обычаи.

Примечания

  1. *
  2. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. — СПб.: СПбГУ. — С.66
  3. Сугай Л. А. Термины «культура», «цивилизация» и «просвещение» в России XIX — начала XX века // Труды ГАСК. Выпуск II. Мир культуры. — М.:ГАСК, 2000. — с. 39—53.
  4. Гулыга А. В. Кант сегодня // И. Кант. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С. 26.
  5. Ренофанц И. Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов. СПб., 1837. С. 139.
  6. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. М., 1993. Т. I. С. 453.
  7. Велланский Д. М. Основные начертания общей и частной физиологии или физики органического мира. СПб., 1836. С. 196—197.
  8. Велланский Д. М. Основные начертания общей и частной физиологии или физики органического мира. СПб., 1836. С. 209.
  9. Сугай Л. А. Термины «культура», «цивилизация» и «просвещение» в России XIX — начала XX века // Труды ГАСК. Выпуск II. Мир культуры. — М.:ГАСК, 2000.-с.39-53.
  10. Бердяев Н. А. Смысл истории. М., 1990 °C. 166.
  11. White, Leslie «The Evolution of Culture: The Development of Civilization to the Fall of Rome». McGraw-Hill, New York (1959)
  12. White, Leslie, (1975) «The Concept of Cultural Systems: A Key to Understanding Tribes and Nations, Columbia University, New York
  13. Усманова А. Р. «Культурные исследования» // Постмодернизм: Энциклопедия / Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. — 1040 с. — (Мир энциклопедий)
  14. Абушенко В. Л. Социология культуры // Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с. — (Мир энциклопедий)
  15. Давыдов Ю. Н. Философия культуры // Большая советская энциклопедия

Культура России

Культуру России сложно описать двумя словами. В течение многих веков она формировалась и собирала идейно-художественные богатства.

Популярность тех или иных идей и ценностей неразрывно связана с происходящими в стране событиями. Например, в советском союзе большую роль играла цензура, которая была неотъемлемой частью культуры того времени. С распадом союза исчезла и цензура. Русская культура, с одной стороны, стала доступна и известна за рубежом, с другой — на неё стали оказывать влияния западные и восточные культуры.

Одной из непреходящих ценностей русской культуры является её литературное наследство. Русские писатели и поэты известны во всём мире:

  • Николай Васильевич Гоголь («Мёртвые души»),
  • Александр Сергеевич Пушкин («Евгений Онегин»),
  • Фёдор Михайлович Достоевский («Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы»),
  • Лев Николаевич Толстой («Война и мир», «Анна Каренина»),
  • Анна Андреевна Ахматова («Реквием»),
  • Антон Павлович Чехов («Дядя Ваня», «Дама с собачкой», «Каштанка»),
  • Владимир Владимирович Набоков («Лолита»).

Русская культура богата народным творчеством: пословицами и поговорками, анекдотами, баснями, песнями и танцами (пляски, хороводы, кадриль и т. д.).

Важное место в культуре России занимает театральное искусство и балет. Для русского человека характерна щедрость в проявлении эмоций

Не зря в русском языке есть выражение «широкой души человек». Русский человек философски относится к жизни. Подтверждение тому — выражение «авось». Понятие это исконно русское и обозначает надежду человека на удачу, без необходимости предпринимать что-либо со своей стороны

Для русского человека характерна щедрость в проявлении эмоций. Не зря в русском языке есть выражение «широкой души человек». Русский человек философски относится к жизни. Подтверждение тому — выражение «авось». Понятие это исконно русское и обозначает надежду человека на удачу, без необходимости предпринимать что-либо со своей стороны.

Структура культуры.

Прежде всего в культуре можно выделить широкие области или сферы культуры, соответствующие определенным потребностям, которые они удовлетворяют. Это экономика, институты, регулирующие совместную жизнь, такие как право, государство, обычаи, знания и наука, идеология, искусство, религия и др.

В каждой сфере культуры существуют составные единицы, илиэлементы. Ими могут быть как предметы, так и идеи, вокруг которых концентрируются другие средства деятельности. Например, в некоторых первобытных обществах таким организующим элементом мог быть лук, бумеранг, мотыга, колесо. В более поздние времена такими элементами могли быть паровая машина, идея эволюции, идея относительности.

Совокупность средств, функционально связанных с элементами, образует культурный комплекс. Каждый культурный комплекс включает в себя определенные ценности, реализует определенную систему знаний, имеет свою организационнуюи нормативно-регулятивную основу, опирается на свою материально-техническую базуи т.п. Например, современная религия представляет из себя культурный комплекс. В качестве базисного элемента этого комплекса лежит система религиозных ценностей, религиозное вероучение, которые объединяют вокруг себя вспомогательные, обслуживающие средства: культовые здания (церкви и т.п.), богослужебные книги, ритуальная утварь, одежды священников, религиозные организации, управления церковными делами, церковный язык и др. Подобные комплексы образуют и экономика, и наука, и искусство и др. сферы культуры.

В структуре культуры следует отличать личную культуру индивида от культуры общности. Личная культура – это совокупность личных средств, методов деятельности, образцов поведения, идей и мыслей.

Культура общности (социальной группы, сословия, народа и т.п.) – это совокупность средств и способов деятельности, поведения, которые приняты и признаны общностью и приобрели значение для ее членов, считаются «обязательными» (напр. правила общежития и др.).

Культуру общности нужно отличать от культурного наследия, которое передается следующему поколению, сдало экзамен на устойчивость во времени. Например сегодняшняя мода не входит в культурное наследие, а то, что становится комплексом освященных ценностей (идеи, произведения искусства, научные теории, машины, архитектурные произведения и др.) составляют культурное наследие.

Язык – основа культуры

Язык является основой культуры. Он не может существовать в отрыве от культурных ценностей и веяний. Несомненно, вопрос взаимодействия языка и культуры тревожит многих ученых, как лингвистов, так и культурологов, философов и историков. В этом нет ничего удивительного. Нет ни одной культуры, которая бы существовала без языка.

Язык – это социальное явление. Без языка нет возможности общаться передавать свои знания. В данном аспекте особый интерес для ученых представляет процесс отдаления от общения с другими людьми у больных страдающих различными психическими расстройствами, в том числе и шизофренией. Потеряв возможность общаться, больные люди замыкаются в себе и тем самым снижают вероятность излечения недуга или хотя бы облечения последствий.

Язык представляет собой культурное явление и регламентируется различными правилами, которые включены в культуру языка с целью её совершенствования. Именно в рамках культуры языка можно утверждать, что существует правильный и неправильный язык.

Вильгельм фон Гумбольдт писал «…язык всеми тончайшими фибрами своих корней связан с народным духом» это его внутренняя поэтическая энергия .

Язык – универсальное хранилище национального самосознания, свойств характера в грамматических категориях. Есть языки с преимущественно глагольным изображением действительности, а есть – с именным обозначением понятий. Этот последний тип языка характерен для становления индийской и греческой культур и соответственно для развития поздней европейской логики .

Культуры различаются и в некоторых других отношениях. Например, по антропологической концепции К. Леви-Строса, есть культуры «холодные», воспроизводящие одни и те же тексты и тяготеющие к замене истории мифом, и есть культуры «горячие», имеющие тенденцию к постоянному созданию новшеств, новых текстов и хотя бы частичной замене мифа реальной историей .

Изменения в культуре

Развитие, изменения и прогресс в культуре практически тождественно равны динамике, оно выступает как более общее понятие. Динамика — упорядоченное множество разнонаправленных процессов и трансформаций в культуре, взятых в рамках определённого периода

Аксиомы:

  • любые изменения в культуре причинно-обусловлены многими факторами
  • зависимость развития любой культуры от меры инновационности (соотношение стабильных элементов культуры и сферы экспериментов)

Факторы:

  • природные ресурсы
  • коммуникационный
  • культурная диффузия (взаимное проникновение (заимствование) культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении (культурном контакте)
  • хозяйственные технологии
  • социальные институты и организации
  • ценностно-смысловой
  • рационально-познавательный

Материальная и духовная культура

Нередко культуру делят на материальную и духовную. Главный критерий этого разделения — потребности человека, которые она удовлетворяет.

Материальная культура – это средства труда, коммуникация, производственный опыт, умения и навыки и т.п. Все то, что помогает человеку удовлетворять свои материальные потребности.

Духовная культура – это наука, искусство, религия, мораль, политика, право. Все то, что удовлетворяет нематериальные потребности: в познании, в красоте, в творчестве.

Однако деление культуры на две сферы очень условно. Многие предметы удовлетворяют и материальные, и духовные потребности человека. Например, все мы стремимся, чтобы одежда и предметы обихода были и красивыми, и удобными.

Кроме того, произведениям искусства обычно нужен материальный носитель. Картина или статуя удовлетворяют потребность человека в красоте, но это еще и материальные объекты.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.