Оглавление
Информационная функция.
Культура – носитель социальной информации, которая сохраняется и накапливается в обществе. Основными носителями информации являются знаки. Можно выделить три основных вида значений (или информации), которые они обозначают.
Первый вид – это знания, информация о свойствах объекта (природного или артефакта), утверждение о наличии или отсутствии у объекта каких-то свойств. С развитием культуры объем знаний постоянно растет. Есть знания, которые в одних культурах признаются истинными, а в других – ложными. Овладение культурой требует освоения накопленных разнообразных знаний. Средоточием истинных знаний является такой вид культуры как наука. Путь в современную культуру – это образование.
Второй вид значения – это оценка объекта, формирование определенного отношения человека к нему. Способность оценивать объекты связана с образованием в уме человека ценностных представлений. Это представления о том, какими объекты должны быть, чтобы удовлетворить человеческие потребности. Высокие мысленные образцы объектов, которые максимально полным и совершенным образом отвечают потребностям человека, называются идеалами. Они служат эталонами ценностей. В результате исторического развития и взаимодействия разных культур постепенно происходит формирование общечеловеческих идеалов. Они включают в себя все лучшее, что накоплено в культурах различных эпох и народов. Культура предстает перед человеком как мир общественных идеалов.
Третий вид знаковой информации – это регулятивный смысл, правила или требования,нормы,в соответствии с которыми люди строят свое поведение и деятельность. Они указывают, какие пути и средства достижения целей допустимы, а какие – нет. Культура в отличие от регуляции поведения у животных несет в себе программу деятельности, которая не заложена в генах, ей надо учиться. Культурные нормы регламентируют все, с чем связана человеческая жизнь – еду, одежду, отношения между мужчиной и женщиной, развлечения и труд. Уровень овладения культурой определяется тем, насколько хорошо мы усвоили содержащуюся в разнообразных регулятивных знаках информацию и придерживаемся программ поведения, предписанных культурой. Различные культуры обладают разной степенью нормативности: «нормативной недостаточностью» и «нормативной избыточностью», последняя способствует стабильности общества.
Программируя поведение человека, культура не лишает егосвободывыбора действий. Все дело в том, насколько человек способен к свободному выбору и созиданию, к осуществлению того, к чему «толкает» его свободный выбор.
Классификация
- 1. Зерновые культуры. Их также называют злаками. Имеют очень большое значение для человека, так как составляют основной его рацион. Помимо этого, используются зерновые в качестве корма для животных, а также применяются в производстве. В общем, злаки очень важны. Входят в данную группу такие растения как пшеница, рис, ячмень, овёс, кукуруза, гречиха, рожь, просо и многие другие.
- 2. Овощные культуры также очень важны для людей, поскольку входят в наш рацион в довольно больших количествах, а также являются поставщиками витаминов, микроэлементов, макроэлементов и других полезных веществ. Самые распространённые овощные растения: картофель, кабачок, морковь, капуста, свекла, томаты, огурцы, перец, редис, чеснок, лук.
- 3. Плодовые культуры являются настоящими кладезями полезных веществ. Многие плодовые виды растений являются лидерами в списке полезнейших растений мира. Сложно представить, откуда люди брали бы необходимые им полезные вещества, если бы не существовало плодовых растений. Самыми известными среди них являются: яблоня, груша, апельсин, грейпфрут, киви, персик, банан, дыня, хурма, виноград, вишня, малина и многие другие растения.
Все оставшиеся культуры можно разделить на:
- — Бобовые (фасоль, горох, соя).
- — Масличные (рапс, подсолнечник, олива европейская).
- — Бахчевые (дыня, тыква, арбуз).
- — Стимулирующие (кофейное дерево, какао, женьшень).
- — Волокнистые (лён, хлопчатник).
- — Сахароносные (сахарная свёкла, дыня, арбуз).
- — Крахмалоносные (картофель, кукуруза).
Отдельно ото всех стоят декоративные культуры. Декоративными растениями называют те, которые выращиваются для оформления жилых помещений, парков, садов, скверов и т.д. Как правило, выращиваются они лишь ради красоты, но несмотря на это, могут приносить немалую пользу. Что с успехом и делают. Растения выделяют кислород, а также очищают воздух. Но, помимо этого, обладают также и иными полезными качествами.Примерами декоративных растений являются: роза, кактус, аспарагус, фиалка, бегония, алоэ и другие.
Виды культуры
Многообразие культур можно классифицировать по-разному. В зависимости от того, кто создаёт культуру, различают массовую, элитарную и народную культуры.
Культура может подразделяться на материальную и духовную в зависимости от результатов деятельности человека.
По вероучению различают христианскую, исламскую, иудейскую, буддийскую культуры. Такая культура присуща определённым религиям и религиозным учениям: христианству, исламу, буддизму.
По носителю культуры различают мировую и национальную (этническую) культуры. В рамках национальной культуры выделяют отдельные сферы – субкультуры и контркультуры.
Массовая культура
Массовая культура носит развлекательный характер и направлена на получение прибыли. Она проста в изложении и благодаря этому доступна всем. Продукты такой культуры создаются специалистами с учётом востребованности и популярности того или иного явления на данный момент (например, жёлтая пресса, развлекательная литература, поп-музыка, реклама, мода).
Элитарная культура
Для элитарной культуры характерна сложность содержания. Она создаётся представителями высших слоёв общества (элитой) либо по их заказу. Произведения культуры нешаблонные, уникальные и ориентированы на элиту. Такие произведения доступны для понимания преимущественно ценителям, знатокам и высокообразованным людям. Примером могут служить артхаусное кино, высокоинтеллектуальная литература.
Народная культура
Создатели такой культуры неизвестны. Произведения характерны для определённых народов, наций. Они передаются следующим поколениям, как правило, в устной форме (например, фольклор, народные инструменты, народные традиции, народная медицина).
Материальная культура
Под материальной культурой понимаются искусственно созданные человеком предметы, материальные ценности – вещи, изделия, устройства, сооружения. В качестве примера можно привести книги, постройки, украшения, одежду, пищу, орудия труда, картины и т. д.
Духовная культура
Под духовной культурой понимается совокупность нематериальных элементов, созданных человеком. К ним можно отнести религию, нормы, церемонии, ритуалы, язык, мифы, знания, обычаи, мораль, научные теории и т. д.
Мировая культура
Мировая культура – это результаты творческой деятельности всех национальных культур различных народов. По географическому признаку всю мировую культуру можно разделить на европейскую, азиатскую, африканскую, латиноамериканскую, североамериканскую культуры.
Национальная (этническая) культура
Национальная или, как её ещё называют, этническая культура представляет — это материальные и духовные ценности одной нации или этнической группы. Такая культура совмещает в себе культуры различных социальных слоёв, этнических групп или наций, характеризуется единством территории, государственностью и общностью экономической жизни.
Субкультура
Субкультура — это культура чётко определённой социальной группы внутри определённого общества. У этой группы свои убеждения, взгляды на жизнь и поведение, отличное от широкой публики. Можно выделить молодёжные (например, эмо, готы, панки), криминальные (например, гопники), религиозные и даже профессиональные субкультуры (присущие определённым религиозным верованиям и профессиям соответственно).
Контркультура
Контркультура обозначает такую особую сферу культуры, которая не просто отличается от господствующей культуры, но находится в конфликте с основными её ценностями, нормами, моралью. Представители контркультур отвергают устоявшиеся принципы и нормы (например, хиппи в США или стиляги в СССР).
О культурных растениях
Из-за того, что агрокультуры выращиваются человеком, они не имеют естественных ареалов обитания. Хотя иногда такие растения могут встречаться и в природе, но они являются дикими, как правило, что не мешает использовать их в тех же целях, что и культурные.
Многие виды культурных растений скрещиваются с другими. Люди постоянно экспериментируют, пытаясь добиться лучшего урожая, устойчивости растений к болезням или плохим климатическим условиям. И довольно часто людям удаётся достичь желаемого, благодаря чему мы видим на своих столах такие вкусные продукты растительного происхождения.
В словаре Д.Н. Ушакова
КУЛЬТУ́РА, культуры, ·жен. (·лат. cultura) (·книж. ).1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками.2. То или иное состояние общественной, хозяйственной, умственной жизни в какую-нибудь эпоху, у какого-нибудь народа, класса. Неолитическая культура. Культура древнего Египта. Пролетарская культура.3. только ед. То же, что культурность. Высокая культура. Насаждать культуру.4. только ед. Разведение, возделывание, обработка (с.-х.). Культура льна, свекловицы.5. Разводимое, культивируемое растение (с.-х.). Сельскохозяйственные культуры. Масличные культуры (соя, кунжут, клещевина ·и·др. ).6. Лабораторное выращивание бактерий; полученная таким путем колония бактерий (бактер.). Культура холеры.7. перен., только ед. Усовершенствование, высокое развитие. Актеру требуется культура голоса, движений. Физическая культура (спорт и гимнастика).
Виды культуры
Внутренняя культура – моральные и нравственные устои человека, которые формируются у него на протяжении первых 20 лет. Я думаю, внутренняя культура не формируется сама по себе, на нее оказывают воздействие внешние факторы, такие как: воспитание родителей, круг общения, педагоги в школе и т.д.
Общественная культура – культа народа в целом. Это те поведенческие факторы, которые сложились у народа на протяжении многих лет. Сюда можно отнести всевозможные мероприятия, архитектуру, живопись той или иной нации.
Культура в каком-то конкретном направлении – это культура поведения исходя из какой-то конкретной ситуации. Например, часто можно услышать: “культура общения”. Эту фразу можно интерпретировать следующим образом: Манеры общения человека. То, насколько он умеет общаться с другими людьми.
[править] Литература
- Берестовская Д. С. Культурология. Учебное пособия. — Симферополь. Бизнес-Информ, 2005. — 392 с.
- Берестовская Д. С. История формирования и развития философии культуры. Учебное пособие. — Симферополь, 2006
- Каган М. С. Философия культуры. Становление и развитие. С-Пб, издательство «Лань», 1998. — 448 с.
- Костенко А. М. Культура и закон — в противодействии злу. — Киев: Атика. — 2008.- 352 с.
- Теория и история мировой и отечественной культуры. Курс лекций. Киев: Лыбидь, 1993. — 390 с.
Фидуциарный договор • Свободы • Групповые права • Естественные и юридические права • Негативные и позитивные права • Суверенитет • Универсальность • Универсальная юрисдикция | |
Гражданские и политические |
Право на смерть • Право на личную неприкосновенность • Свобода • Свобода передвижения • Свобода от рабства • Личность • Морфологическая свобода • Право на оружие • Равенство перед законом • Право на лечение • Свобода от произвольного ареста и задержания • Свобода от пыток и жестокого обращения • Право на справедливое и беспристрастное правосудие (в том числе, Право на юридическую помощь и Право на судебную защиту) • Презумпция невиновности • Политическое убежище • Подданство • Свобода от изгнания • Неприкосновенность частной жизни • Свобода совести • Свобода вероисповедания • Свобода слова (свобода информации) • Свобода собраний • Свобода ассоциаций • Право на протест • Право голоса • Брачный союз • Семейная жизнь • Права меньшинств • Право на жизнь • Политическая свобода |
Экономические, социальные и культурные |
Право на труд • Право на вознаграждение • Право на справедливую оплату труда • Право на социальное обеспечение · Право на Досуг и отдых • Право на собственность • Право на культуру · Право на участие в общественной жизни • Право на образование • Право на достаточный жизненный уровень • Право на развитие (англ.) • Право на охрану здоровья • Право на воду (англ.) • Право на еду (англ.) • Право на жилище • Права потребителей |
Репродуктивные | Планирование семьи • Сексуальное здоровье • Искусственный аборт • Свобода от насильственного обрезания женских половых органов |
Война и вооружённый конфликт | Мирное население • Комбатант • Свобода от геноцида · Плен |
Международное право прав человека • Международные институты и организации по правам человека |
Такая разная культура
Культура это….
- Грамотность письма или речи.
- Растения, которых выращивают для того, чтобы получать продукты питания.
- Воспитанность.
- Мировоззрение.
Именно последний пункт мы обычно изучаем в школе. Там культура изучается как совокупность взглядов на мир, то, что люди считали «прекрасным». К культуре относят фольклорные произведения (песни, басни, предания); литературные произведения (стихи, поэмы, рассказы, эпос); драматические произведения (пьесы и т.д.); произведения кинематографа (художественные, документальные фильмы и т.д.); религиозные представления; народные обряды и обычаи.
Примечания
- *
- Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. — СПб.: СПбГУ. — С.66
- Сугай Л. А. Термины «культура», «цивилизация» и «просвещение» в России XIX — начала XX века // Труды ГАСК. Выпуск II. Мир культуры. — М.:ГАСК, 2000. — с. 39—53.
- Гулыга А. В. Кант сегодня // И. Кант. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С. 26.
- Ренофанц И. Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов. СПб., 1837. С. 139.
- Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. М., 1993. Т. I. С. 453.
- Велланский Д. М. Основные начертания общей и частной физиологии или физики органического мира. СПб., 1836. С. 196—197.
- Велланский Д. М. Основные начертания общей и частной физиологии или физики органического мира. СПб., 1836. С. 209.
- Сугай Л. А. Термины «культура», «цивилизация» и «просвещение» в России XIX — начала XX века // Труды ГАСК. Выпуск II. Мир культуры. — М.:ГАСК, 2000.-с.39-53.
- Бердяев Н. А. Смысл истории. М., 1990 °C. 166.
- ↑
- White, Leslie «The Evolution of Culture: The Development of Civilization to the Fall of Rome». McGraw-Hill, New York (1959)
- White, Leslie, (1975) «The Concept of Cultural Systems: A Key to Understanding Tribes and Nations, Columbia University, New York
- Усманова А. Р. «Культурные исследования» // Постмодернизм: Энциклопедия / Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. — 1040 с. — (Мир энциклопедий)
- Абушенко В. Л. Социология культуры // Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с. — (Мир энциклопедий)
- Давыдов Ю. Н. Философия культуры // Большая советская энциклопедия
Культура России
Культуру России сложно описать двумя словами. В течение многих веков она формировалась и собирала идейно-художественные богатства.
Популярность тех или иных идей и ценностей неразрывно связана с происходящими в стране событиями. Например, в советском союзе большую роль играла цензура, которая была неотъемлемой частью культуры того времени. С распадом союза исчезла и цензура. Русская культура, с одной стороны, стала доступна и известна за рубежом, с другой — на неё стали оказывать влияния западные и восточные культуры.
Одной из непреходящих ценностей русской культуры является её литературное наследство. Русские писатели и поэты известны во всём мире:
- Николай Васильевич Гоголь («Мёртвые души»),
- Александр Сергеевич Пушкин («Евгений Онегин»),
- Фёдор Михайлович Достоевский («Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы»),
- Лев Николаевич Толстой («Война и мир», «Анна Каренина»),
- Анна Андреевна Ахматова («Реквием»),
- Антон Павлович Чехов («Дядя Ваня», «Дама с собачкой», «Каштанка»),
- Владимир Владимирович Набоков («Лолита»).
Русская культура богата народным творчеством: пословицами и поговорками, анекдотами, баснями, песнями и танцами (пляски, хороводы, кадриль и т. д.).
Важное место в культуре России занимает театральное искусство и балет. Для русского человека характерна щедрость в проявлении эмоций
Не зря в русском языке есть выражение «широкой души человек». Русский человек философски относится к жизни. Подтверждение тому — выражение «авось». Понятие это исконно русское и обозначает надежду человека на удачу, без необходимости предпринимать что-либо со своей стороны
Для русского человека характерна щедрость в проявлении эмоций. Не зря в русском языке есть выражение «широкой души человек». Русский человек философски относится к жизни. Подтверждение тому — выражение «авось». Понятие это исконно русское и обозначает надежду человека на удачу, без необходимости предпринимать что-либо со своей стороны.
Структура культуры.
Прежде всего в культуре можно выделить широкие области или сферы культуры, соответствующие определенным потребностям, которые они удовлетворяют. Это экономика, институты, регулирующие совместную жизнь, такие как право, государство, обычаи, знания и наука, идеология, искусство, религия и др.
В каждой сфере культуры существуют составные единицы, илиэлементы. Ими могут быть как предметы, так и идеи, вокруг которых концентрируются другие средства деятельности. Например, в некоторых первобытных обществах таким организующим элементом мог быть лук, бумеранг, мотыга, колесо. В более поздние времена такими элементами могли быть паровая машина, идея эволюции, идея относительности.
Совокупность средств, функционально связанных с элементами, образует культурный комплекс. Каждый культурный комплекс включает в себя определенные ценности, реализует определенную систему знаний, имеет свою организационнуюи нормативно-регулятивную основу, опирается на свою материально-техническую базуи т.п. Например, современная религия представляет из себя культурный комплекс. В качестве базисного элемента этого комплекса лежит система религиозных ценностей, религиозное вероучение, которые объединяют вокруг себя вспомогательные, обслуживающие средства: культовые здания (церкви и т.п.), богослужебные книги, ритуальная утварь, одежды священников, религиозные организации, управления церковными делами, церковный язык и др. Подобные комплексы образуют и экономика, и наука, и искусство и др. сферы культуры.
В структуре культуры следует отличать личную культуру индивида от культуры общности. Личная культура – это совокупность личных средств, методов деятельности, образцов поведения, идей и мыслей.
Культура общности (социальной группы, сословия, народа и т.п.) – это совокупность средств и способов деятельности, поведения, которые приняты и признаны общностью и приобрели значение для ее членов, считаются «обязательными» (напр. правила общежития и др.).
Культуру общности нужно отличать от культурного наследия, которое передается следующему поколению, сдало экзамен на устойчивость во времени. Например сегодняшняя мода не входит в культурное наследие, а то, что становится комплексом освященных ценностей (идеи, произведения искусства, научные теории, машины, архитектурные произведения и др.) составляют культурное наследие.
Язык – основа культуры
Язык является основой культуры. Он не может существовать в отрыве от культурных ценностей и веяний. Несомненно, вопрос взаимодействия языка и культуры тревожит многих ученых, как лингвистов, так и культурологов, философов и историков. В этом нет ничего удивительного. Нет ни одной культуры, которая бы существовала без языка.
Язык – это социальное явление. Без языка нет возможности общаться передавать свои знания. В данном аспекте особый интерес для ученых представляет процесс отдаления от общения с другими людьми у больных страдающих различными психическими расстройствами, в том числе и шизофренией. Потеряв возможность общаться, больные люди замыкаются в себе и тем самым снижают вероятность излечения недуга или хотя бы облечения последствий.
Язык представляет собой культурное явление и регламентируется различными правилами, которые включены в культуру языка с целью её совершенствования. Именно в рамках культуры языка можно утверждать, что существует правильный и неправильный язык.
Вильгельм фон Гумбольдт писал «…язык всеми тончайшими фибрами своих корней связан с народным духом» это его внутренняя поэтическая энергия .
Язык – универсальное хранилище национального самосознания, свойств характера в грамматических категориях. Есть языки с преимущественно глагольным изображением действительности, а есть – с именным обозначением понятий. Этот последний тип языка характерен для становления индийской и греческой культур и соответственно для развития поздней европейской логики .
Культуры различаются и в некоторых других отношениях. Например, по антропологической концепции К. Леви-Строса, есть культуры «холодные», воспроизводящие одни и те же тексты и тяготеющие к замене истории мифом, и есть культуры «горячие», имеющие тенденцию к постоянному созданию новшеств, новых текстов и хотя бы частичной замене мифа реальной историей .
Изменения в культуре
Развитие, изменения и прогресс в культуре практически тождественно равны динамике, оно выступает как более общее понятие. Динамика — упорядоченное множество разнонаправленных процессов и трансформаций в культуре, взятых в рамках определённого периода
Аксиомы:
- любые изменения в культуре причинно-обусловлены многими факторами
- зависимость развития любой культуры от меры инновационности (соотношение стабильных элементов культуры и сферы экспериментов)
Факторы:
- природные ресурсы
- коммуникационный
- культурная диффузия (взаимное проникновение (заимствование) культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении (культурном контакте)
- хозяйственные технологии
- социальные институты и организации
- ценностно-смысловой
- рационально-познавательный
Материальная и духовная культура
Нередко культуру делят на материальную и духовную. Главный критерий этого разделения — потребности человека, которые она удовлетворяет.
Материальная культура – это средства труда, коммуникация, производственный опыт, умения и навыки и т.п. Все то, что помогает человеку удовлетворять свои материальные потребности.
Духовная культура – это наука, искусство, религия, мораль, политика, право. Все то, что удовлетворяет нематериальные потребности: в познании, в красоте, в творчестве.
Однако деление культуры на две сферы очень условно. Многие предметы удовлетворяют и материальные, и духовные потребности человека. Например, все мы стремимся, чтобы одежда и предметы обихода были и красивыми, и удобными.
Кроме того, произведениям искусства обычно нужен материальный носитель. Картина или статуя удовлетворяют потребность человека в красоте, но это еще и материальные объекты.
Эта тема закрыта для публикации ответов.