Как умные шины помогут вам лучше управлять автомобилем

Алан-э-Дейл       07.06.2025 г.

Установка «умных» шин на ваш автомобиль может помочь повысить безопасность и улучшить функции помощи водителю, которые входят в стандартную комплектацию некоторых современных автомобилей.

шины

Марко Карбахал

Обновлено: 26 Mar 2021, 18:54 PM EDT Опубликовано: 23 Mar 2021, 15:55 PM EDT

Мы склонны думать о шинах как о больших круглых кусках черной резины, которые просто катятся по дороге. Мы не задумываемся о них до тех пор, пока что-то не пойдет не так и вы не застрянете в ожидании помощи на дороге или не достанете запаску из багажника.

Что произойдет, если вы установите на свой автомобиль «умные» шины?

Установив на свой автомобиль «умные» шины, вы, возможно, перестанете обращать внимание на недостаточную накачку и износ. А может быть, они предупредят вас о гвозде в протекторе, который через пару дней заставит загореться сигнальную лампу давления в шинах. Возможно, они даже помогут вам лучше управлять автомобилем, быстрее останавливаться и лучше расходовать бензин.

Подобные технологии «умных» шин уже используются: шинные компании устанавливают специальные датчики на некоторые шины. В конце концов, эти технологии войдут в обиход, считает Ти Джей Кэмпбелл, менеджер по тестированию шин и информации в онлайн-магазине Tire Rack, потому что информация, которую могут предоставить шины, очень важна.

Автономные автомобили будут иметь достаточно случайных переменных, чтобы справиться с ними без неожиданных проблем с шинами. Чем больше предупреждений о потенциальных проблемах, таких как утечка воздуха или износ протектора, тем лучше. Автономный автомобиль также не сможет почувствовать, как опытный водитель чувствует, когда дорожное покрытие скользкое или когда автомобиль может уйти в занос.

Компьютеризированные технологии для шин смогут быстрее и точнее определять приближающуюся потерю сцепления с дорогой, чем системы контроля устойчивости и управления тягой, используемые сегодня в большинстве автомобилей.

Хотя технологии «умных» шин уже существуют, они используются в основном в очень дорогих высокопроизводительных шинах или в парках рабочих грузовиков, где руководители автопарков стараются сэкономить каждый пенни.

В каких автомобилях уже используются «умные» шины?

Недавно представленный суперкар Artura стоимостью 225 000 долларов от McLaren будет оснащен шинами Pirelli P Zero Trofeo, в которые встроены компьютерные чипы. Эти чипы будут передавать информацию о давлении воздуха и температуре в шинах на компьютеры автомобиля, помогая владельцам McLaren добиться наилучших результатов на гоночной трассе.

Изменения температуры и давления воздуха могут сильно повлиять на характеристики шин и, соответственно, автомобилей на трассе. Холодные шины могут сцепляться с дорогой не так хорошо, как более теплые. В то же время перекачанные шины будут иметь меньшую площадь контакта с асфальтом, а перекачанные шины не будут достаточно прочными, чтобы обеспечить хорошее управление.

Контроль со смартфона

Французский производитель шин Michelin предлагает Track Connect 2 — приложение на мобильном телефоне водителя для прямой связи с датчиками, которые могут быть установлены внутри шин. Приложение может рекомендовать водителю увеличить или уменьшить давление воздуха в шинах или предупредить о протечках. Шины, которые входят в стандартную комплектацию нового Porsche 911 GT3, например, работают с этой системой.

Компании-производители шин также предлагают подобные технологии для более скромных коммерческих автопарков, например, для развозных грузовиков. Как и в случае с карьерными грузовиками, информация с датчиков шин может помочь операторам автопарков сэкономить деньги и сохранить работоспособность грузовиков в критические часы работы.

Для подобных операций компания Bridgestone часто использует датчики, которые просто прикручиваются к штоку вентиля. Эти датчики не могут сделать столько же, сколько те, что встроены в шину, но они все равно могут передавать важную информацию.

Умные шины будут работать лучше, чем нынешняя система контроля давления в большинстве современных автомобилей.

Большинство легковых автомобилей сегодня уже оснащены системами контроля давления в шинах, которые предупреждают о том, что в шине слишком много или слишком мало воздуха. Но предупреждения о низком давлении обычно появляются только тогда, когда приближается критическая ситуация. Измеряя давление воздуха более непосредственно, «умные» шины могут давать более точные показания, чтобы обнаружить, когда воздух теряется, даже очень постепенно, и предупредить об этом раньше и точнее.

Умные шины также могут определять, когда сцепление с дорогой теряется в некоторых ситуациях. По словам Пьеранджело Мизани, главы отдела исследований и разработок итальянского производителя шин, система CyberTire компании Pirelli может делать это на мокрой дороге, измеряя, как сильно протектор шины прогибается относительно поверхности дороги. Если протектор не сильно прогибается, это означает, что шина находится на воде и теряет контакт с твердой поверхностью дороги.

Определить износ протектора сложно, поскольку эти датчики не могут напрямую измерить глубину протектора. В целом, шинные компании работают над решениями, которые предполагают измерение износа шин путем сравнения того, как используется шина (сколько километров проехала, сколько внезапных остановок и т. д.), как она изгибается или вибрирует, и сравнения с данными, полученными при испытаниях шин того же типа.

Как умные шины могут улучшить управляемость вашего автомобиля?

Умные шины также могут помочь так называемым «системам помощи водителю» работать лучше.

Современные автомобили уже оснащены компьютерными системами контроля устойчивости, как того требуют правила США. Эти системы определяют, когда автомобиль начинает уходить в занос, и выравнивают его, кратковременно задействуя тормоза на отдельных колесах. Системы, обнаруживающие потерю сцепления с дорогой изнутри шины, могут помочь автомобилям реагировать быстрее и лучше.

То же самое относится и к антиблокировочным системам тормозов, или АБС, — еще одной системе безопасности, которая уже используется в современных автомобилях. Эти системы быстро «прокачивают» тормоза, чтобы не дать им слишком быстро остановить колеса, заблокировать их и заставить шины скользить по дорожному покрытию. По словам шинных компаний, по мере износа шин интеллектуальные системы могут позволить компьютерам ABS в автомобиле автоматически регулировать параметры протектора.

Однако прежде чем эти системы получат широкое распространение, необходима определенная стандартизация. Шинным компаниям придется сотрудничать, чтобы все их датчики общались на одном «языке».

Это означает, что автомобилю не придется постоянно использовать шины одной и той же марки на протяжении всего срока службы.

* ********

ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.