Онтогенез

Алан-э-Дейл       24.03.2024 г.

Оглавление

Дробление

Онтогенез, или индивидуальное развитие организма, начинается с деления яйцеклетки. Чаще всего она является оплодотворенной. В ней соединяется материал исходных родительских форм. Но известны случаи, когда развитие нового организма происходит из женской гаметы без оплодотворения. Такой процесс называется партеногенезом.

В процессе дробления яйцеклетка многократно делится. В результате образуется однослойный зародыш — бластула. При этом ни объем, ни масса эмбриона не изменяются. С каждым делением увеличивается количество клеток, из которых он состоит. Они называются бластомерами. Деление продолжается до тех пор, пока размеры не достигнут показателей, характерных для соматических (не половых) клеток.

Тип дробления зависит от характера расположения желтка в клетке. К примеру, у земноводных желток распределен неравномерно, поэтому формируются бластомеры разной величины. Причем те, которые содержат желток, крупнее. Такое дробление называется полным неравномерным.

Особенно богаты желтком яйца рептилий и птиц. В этом случае дроблению подвергается свободная от него цитоплазма, которая скапливается на одном полюсе. Именно здесь находится и ядро зиготы. Это пример неполного дискоидального дробления. Если желток равномерно распределяется в цитоплазме, то образуются одинаковые по размерам бластомеры. В этом случае делится все яйцо.

Современный взгляд

В настоящее время психология формирование личностей в онтогенезе рассматривает в комплексе, учитывая обе рассмотренные выше теории. Ученые в данный момент вообще говорят, что нет смысла спорить о том, что является первичным – генетика или влияние среды, ведь на развитие психики человека влияют оба этих фактора.

Айзенк

Рекомендуем: Выбор жизненного пути

Несколько другую точку зрения содержат определения в трудах великого Зигмунда Фрейда, а также его не менее знаменитых последователей. Здесь говорится о том, что в человеке постоянно противоборствуют биологические и социальные составляющие. Закономерности онтогенеза, согласно фрейдистам и неофрейдистам, обусловлены тем, что человек стремится к получению удовольствия, но его на этом пути некоторым образом сдерживает реальность жизни.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

https://youtube.com/watch?v=_iULMXFndhw

https://youtube.com/watch?v=_iULMXFndhw

https://youtube.com/watch?v=_iULMXFndhw

Например, стремление к удовольствию может быть связано с желанием получить сексуальное удовлетворение, но жизнь устроена так, что люди не всегда могут реализовывать свои фантазии, а сталкиваются с многочисленными запретами и нормами. Любой индивид вынужден с ними считаться, поэтому в его душе может возникнуть конфликт между желаниями и невозможностью их осуществления.

Рекомендуем: Самоопределение личности — это

Периодизации онтогенеза человека много внимания уделял психолог Выготский. Главный смысл его теории состоит в том, что психологический и биологический компоненты практически одинаково влияют на становление человека. Здесь нужно выделять две основные тенденции – естественное созревание людей и социализацию.

Родовая травма

Родовая травма — механическое повреждение органов и тканей плода, развивающееся во время родов.

Родовой травме способствуют (1) незрелость тканей плода (характерно для организма недоношенных), их отёк и венозное полнокровие при гипоксии; (2) несоответствие размеров родовых путей величине плода, а также (3) нарушения динамики родов (стремительные или, наоборот, затянувшиеся роды), медицинская помощь при родах(даже при кесаревом сечении).

Классификация

Различают следующие основные виды родовой травмы:

  1. Травмы кожи, подкожной клетчатки и подлежащих мягких тканей: родовая опухоль, кровоизлияния в кожу и подлежащие ткани, разрывы кожи, некрозы подкожной жировой клетчатки. Открытые травмы кожи могут инфицироваться.
  2. Травмы скелетных мышц: параличи и парезы скелетных мышц, их разрывы, кровоизлияния в мышцы.
  3. Повреждения костей: кефалогематома, деформации, трещины, переломы.
  4. Травмы мозговых оболочек: кровоизлияния, разрывы.
  5. Травматические повреждения головного и спинного мозга.
  6. Травмы внутренних органов: разрывы ткани, кровоизлияния.

Родовая опухоль

Родовая опухоль — отёк мягких тканей в предлежащей части (pars praevia) тела плода: затылочной, теменной, лобной, лицевой областей при головном предлежании, ягодиц, нижних конечностей, промежности, половых органов при тазовом предлежании. Предлежащая часть первой проходит родовые пути. В ближайшие 2—3 дня после рождения родовая опухоль исчезает по мере рассасывания отёка. Большая родовая опухоль нуждается в лечении.

Травмы скелетных мышц

Параличи мышц конечностей и диафрагмы могут быть вызваны травмой нервных сплетений, повреждением двигательных центров спинного мозга. Разрыв и кровоизлияние в грудино-ключично-сосцевидную мышцу может завершиться формированием кривошеи. Нарушения созревания ткани скелетных мышц (фиброзная дисплазия, гипоплазия и др.) способствуют механическим повреждениям этих органов во время родов.

Повреждения костей

Из переломов костей наиболее часто встречается перелом ключицы плода.

Кефалогематома (от греч. kephalon — голова) — кровоизлияние под надкостницу костей черепа со скоплением свернувшейся крови в образовавшемся субпериостальном пространстве. Различают наружную (под апоневрозом) и внутреннюю (в полости черепа) кефалогематомы. Внутренняя кефалогематома также называется эпидуральным кровоизлиянием. Границы наружной кефалогематомы соответствуют границам кости. В ряде случаев происходит инфицирование, которое может привести к развитию гнойного менингита. Рассасывание субпериостального кровоизлияния происходит длительно, репарация сопровождается организацией и оссификацией гематомы.
«Субапоневротическая гематома» или «субгалеальная гематома»- кровоизлияние под galea aponeurotica (апоневротический шлем), может вмещать большое количество крови и привести к анемии.

Травмы мозговых оболочек

Среди разрывов мозговых оболочек наибольшее значение имеет разрыв намёта мозжечка, сопровождающийся массивным субдуральным кровоизлиянием в области височных и затылочной долей мозга. Затруднение пассажа ликвора приводит к сдавлению, отёку и набуханию продолговатого мозга. При этом развивается бульбарный синдром, приводящий к смерти. Помимо эпидуральных, могут развиваться субдуральные кровоизлияния и кровоизлияния в мягкие мозговые оболочки.

Травмы головного и спинного мозга

Травмы центральной нервной системы наиболее часто сопровождаются кровоизлияниями в вещество мозга. Изредка могут возникать разрывы спинного мозга.

Травмы внутренних органов

Наиболее часто встречаются родовые травмы (1) печени, (2) яичек и (3) надпочечников.

Разрыв ткани печени и кровотечение в брюшинную полость приводит к смерти новорождённого. Кровоизлияния в ткань печени могут располагаться как поверхностно (субкапсулярные гематомы), так и в глубоких отделах органа.

Травма яичек возникает при ягодичном предлежании. Скопление крови в серозной полости яичка (гематоцеле) нередко сопровождается инфицированием и развитием гнойного воспаления.

Кровоизлияние в ткань одного надпочечника при родовой травме обычно не приводит к тяжёлым последствиям, но повреждение обоих надпочечников смертельно.

Понятие акселерации и ее причины

В последнее время научно обоснованные закономерности онтогенеза дополнились понятием акселерации. Данный термин означает ускоренное половое и социальное развитие человека. Эти факторы, влияющие на онтогенез, дают основания полагать, что в скором времени временные отрезки определенных возрастов могут немного измениться.

За последние 100 лет было зарегистрировано не только увеличение длины тела и массы новорожденных, но и ускоренные физиологические процессы и развития психики. Уже сейчас подростковый период у девочек наступает гораздо раньше, чем еще в середине прошлого века.

Интересно, что интенсивность акселерации неоднородна и зависит от территории проживания человека. К примеру, первые подобные примеры в Англии были зарегистрированы еще в начале 19 века, а вот в странах Западной Европы начали проявляться лишь в его середине. Страны Южной и Центральной Европы столкнулись с измененными значениями лишь в начале 20 века. В России этот период наступил еще позже – в 30-е годы прошлого века. В азиатских странах, в частности, в Японии и Китае, первые акселераты начали появляться лишь в середине 20 века (рисунок 4).

Однако существуют регионы, в которых акселерация пока так и не проявилась. Этот процесс нехарактерен для народов тропической Африки и Америки, а также полинезийских племен.

Рисунок 4. Причины развития акселерации так до конца и не изучены

Если же говорить о причинах акселерации, как об ускоренном развитии организма, то наука пока не может дать однозначного ответа на этот вопрос

Самая распространенная и вероятная теория гласит, что важное значение в развитии акселерации имеет улучшение условий жизни. В прошлом неудовлетворительное питание и плохая медицина задерживали проявление генетического потенциала

Однако существует и мнение скептиков, которые утверждают, что 20 веке качество продуктов питания и экология стали значительно хуже, однако процессы акселерации, напротив, активизировались.

Некоторые особенности периодизации онтогенеза у млекопитающих и человека

У плацентарных млекопитающих и человека существует деление на дородовой и послеродовой периоды онтогенеза. Первый включает стадию зародыша, которая длится первые 8 недель (на фото) и плодную, на которой организм приобретает характерные черты наружного строения.

Послеродовой период, на основании данных возрастной физиологии и медицины, принято делить на следующие этапы:

  • новорожденный;
  • грудной возраст;
  • дошкольный период;
  • школьный период;
  • половое созревание.

Опираясь на общебиологические закономерности, можно выделить дорепродуктивную, зрелую и пострепродуктивную стадию в послеродовом периоде. Человек имеет свои исключительные особенности онтогенеза.

Стадия дефинитивного органогенеза

Этапы онтогенеза на данной стадии и все происходящие процессы, а именно формирование постоянных органов, являются предметом изучения частной эмбриологии. В общих словах можно сказать следующее.

Эктодерма дает начало эпидермису кожи и его производным (волосы, когти, перья, кожные и молочные железы). Из переднего отдела нервной трубки развивается головной, а из остальной части – спинной мозг.

Энтодерма преобразуется во внутреннюю выстилку дыхательной и пищеварительной систем, а так же ее секретирующие клетки.

Из сегментов сомитов (первичных участков мезодермы) формируется дерма, кроме того они принимают участие в формировании скелета и мускулатуры. Из нефротома образуется мочевыделительная система.

Несегментированная мезодерма участвует в развитии лимфатической и сердечно-сосудистой систем, а также дает начало брюшине, плевре и перикарду.

Человеку всегда было важно, кто он, откуда появился, как развивался. Онтогенез – это краткий вариант филогенеза

Его изучение помогает понять многие вопросы эволюции, а также цитологии, эмбриологии и вообще всех наук естественного цикла.

Биогенетический закон

На основе данных понятий, совместно с Ф. Мюллером, Геккель формулирует биогенетический закон (1866 г.). Согласно ему, каждая особь в процессе индивидуального развития (онтогенеза) в краткой форме проходит все стадии развития своего вида (филогенеза).

Впоследствии биогенетический закон подвергся серьезной критике со стороны научного сообщества. Так, например, в качестве контраргумента Ученый совет Йенского университета указывает на тот факт, что у человеческого эмбриона отсутствуют хвост и жаберные щели. Несмотря на поддержку биогенетического закона со стороны Ч. Дарвина (объявившего его главным доказательством своей эволюционной теории), идея была расценена Ученым советом как несостоятельная, а ее автор – обвинен в научном мошенничестве.

Тем не менее, биогенетический закон и собственно идея рекапитуляции (лат. «recapitalatio» – «сжатое, краткое повторение бывшего прежде») имели значительное влияние на развитие биологической науки, в том числе – на развитие эволюционных идей. Свое влияние биогенетический закон оказал и на развитие психологии. В онтогенезе психики индивида не может не играть роль опыт предыдущих поколений.

Этапы

Исследователи выделяют ряд этапов онтогенеза, зависимо от того, о ком идет речь — растения, животные или люди.

У животных

Для животных характерно выделить два этапа:

  1. Эмбриональный — начинается с образования зиготы, заканчивается выходом нового организма из оболочки яйца или рождения.
  2. Постэмбриональный — начинается с рождения, заканчивается смертью животного.

При этом первый этап делится на три подгруппы — дробление, гаструляция, первичный органогенез.

У растений

Онтогенез у растений:

  1. Эмбриональный. Начинается с образования зиготы, заканчивается созреванием семян.
  2. Ювенильный. Развитие семян за счет энергетического материала от фотосинтеза или благодаря питательным веществам самих семян. Этот этап продолжается до формирования генеративных органов.
  3. Генеративный. Делится на две фазы — половая зрелость и период размножения.

Этапы заканчиваются сенильным периодом, который подразумевает под собой процесс естественного старения и смерти растения.

У людей

Онтогенез личности:

  1. Младенчество — этот этап проходит принудительно.
  2. Детство — ступень, которая проходит одновременно принудительно и спонтанно.
  3. Подростковый возраст. Заканчиваются принудительные, спонтанные факторы.
  4. Юность — начинается период взросления.
  5. Взрослый этап — смешение целенаправленного развития с устойчивостью морального плана.
  6. Старчество — может протекать с разрушение психики или ее полным сохранением до смерти.

Онтогенез длится всю жизнь, невзирая на нарушения или воздействие внешних факторов.

Пренатальный приод

Первой стадией развития является пренатальный онтогенез, который также называют эмбриональным (рисунок 2).

По факту, данный период включает формирование человеческого зародыша из оплодотворенной клетки. Естественно, в процессе развития зародыш, а потом и эмбрион, проходят определенные стадии формирования органов и систем, необходимых для жизни после рождения.

Для данного периода характерен четкий временной отрезок: формирование человека происходит только во время нахождения в утробе матери. После рождения наступает постнатальный период, у которого совершенно иные цели и особенности.

Одну из ведущих ролей в данный период играет развитие нервной системы человека, которое происходит еще в первые месяцы беременности. Однако в это время существуют и определенные риски: если на будущую мать воздействовали негативные факторы окружающей среды, формирование нервной системы будет происходить некорректно, и ребенок погибнет, даже не сформировавшись в эмбрион.

Рисунок 2. Первые этапы развития начинаются еще в утробе матери

Беременность не зря называют самым ответственным этапом в жизни будущей матери. Именно в утробе происходит формирование и развитие тканей, органов и систем, и от поведения, образа жизни и окружения женщины будут зависеть первоначальные физиологические особенности новорожденного. Все эти процессы подпадают под гормональную регуляцию, но следует помнить, что именно от поведения женщины будет зависеть здоровье новорожденного малыша.

Онтогенез в детской психологии

Считается, что психические структуры закладываются в детстве. Психологи, говоря об онтогенезе, подразумевают исследование детской психики. Они выделяют несколько этапов в развитии ребенка:

  1. младенчество,
  2. детство,
  3. предподростковый возраст,
  4. юность.

Каждому этапу соответствуют те или иные характерные черты онтогенеза, и на каждом этапе человек вынужден решать определенные задачи. Отечественная детская психология делит общее содержание онтогенеза на две большие группы:

  1. предметная, прежде всего совместная, деятельность ребенка;
  2. общение ребенка (прежде всего со взрослыми).

С чего начинается развитие ребенка

Явившись на свет, ребенок начинает активно познавать мир, наполненный предметами. Он трогает, пробует, рассматривает. Его общение ограничено прикосновениями матери. Такое поведение постепенно вырастает в потребность общаться с другими людьми. Ребенок растет, и в круге его внимания появляются такие же, как он дети. В психологии этот этап считается началом взаимодействия, но еще не совместной деятельностью.

В онтогенезе совместные действия начинаются, когда появляются групповые игры. Психология определяет эти игры, как распределение ролей — первую ступень на пути к социализации. В раннее дошкольное время дети все меньше играют в одиночку, вовлекаясь в игровое поле со сверстниками.

https://youtube.com/watch?v=NSLWufZYnZo

Стадия гаструляции: краткая характеристика

Развитие в онтогенезе (период эмбриогенеза) включает стадию гаструляции, результатом которой является образование гаструлы (двух- или трехслойного зародыша). Первый вариант имеет место у кишечнополостных и губок. Три слоя гаструлы носят название: экто -, энто — и мезодерма. Впервые их описал Х. Пандер (русский эмбриолог и палеонтолог). Данная стадия состоит из двух фаз: на первой образуется двухслойный зародыш, на второй добавляется третий слой. Первый процесс может осуществляться четырьмя способами:

  1. Инвагинация, в этом случае стенка бластулы впячивается внутрь зародыша. В результате образуется мешок, состоящий из двух слоев, внутри которого полость (гастроцель).
  2. Эпиболия – микромеры, которые быстро делятся, обрастают вокруг макромеров.
  3. Иммиграция – перемещение некоторых клеток бластодермы из нескольких или одного места в бластоцель. Из них далее образуется эктодерма.
  4. Деляминация. Под данным термином понимается процесс расслоения на внутренний и внешний пласт.

Вторая стадия гаструляции также может происходить несколькими способами: телобластическим, энтероцельным и путем миграции. Первый характерен для всех беспозвоночных, кроме представителей иглокожих. При нем мезодерма образуется из двух или нескольких клеток-телобластов. При энтероцельном способе спинная часть энтодермы выпячивается и отшнуровывается. Миграция первичных клеток эктодермы происходит через утолщение первичной полоски и дальнейшего их погружения (инвагинации).

Этапы онтогенеза на стадии гаструляции могут существенно различаться у разных групп организмов и иметь ряд специфических особенностей, как, например, у птиц или амфибий.

Важные подробности

Близнецовый метод основывался на сравнительном анализе психического развития моно- и дизиготных близнецов. Подразумевалось, что если дизиготные близнецы (ДЗ – разная наследственность) в равных социальных условиях развиваются по-разному, следовательно, генетический фактор является решающим. Если развитие находится примерно на одном качественном уровне, главным выступает социальный фактор. С монозиготными близнецами (МЗ – одинаковая наследственность) ситуация аналогична. Впоследствии коэффициенты различий ДЗ- и МЗ-близнецов, живущих в разных/одинаковых условиях, сопоставляются. Близнецовый метод активно используется в психогенетике.

Таким образом, психология развития личности в онтогенезе, согласно теории конвергенции, обусловлена двумя осями:

  • Х-элементы наследственности.
  • У-элементы среды.

Например, известный британский психолог Г. Айзенк рассматривал интеллект как производную внешней среды на 80%, и внутренней (наследственной) – только на 20%.

Недостатком двухфакторной теории развития личности считается ее ограниченность, возникающая в результате механического сложения наследственных и социальных показателей. В свою очередь, онтогенез – это (в психологии) более сложный процесс, не сводимый лишь к математическим расчетам

Важно учитывать не только их количественное соотношение, но и качественную специфику. Кроме того, в подобных закономерностях всегда остается место для индивидуальных различий

Периоды онтогенеза

Основных периодов существует три:

  1. Предзародышевый (проэмбриональный), заключается в гаметогенезе (развитии половых клеток) и последующем оплодотворении.
  2. Зародышевый, или эмбриональный. Начинается с того момента, когда образуется зигота и завершается выходом организма из яйцевых оболочек. Он, в свою очередь, подразделяется на стадии: зигота, дробление, гаструляция, гистогенез, первичный, а затем окончательный органогенез. Их общая характеристика дана ниже.
  3. Послезародышевый (постэмбриональный), включает развитие после выхода из зародышевых оболочек и продолжается до смерти. В данном периоде выделяют два постнатальных этапа: ранний и поздний.

Аналитическая концепция К.Г. Юнга

Возвращаясь к идее рекапитуляции (биогенетический закон), рассмотренной нами выше, можно отметить схожие моменты в аналитической психологии швейцарского психолога К.Г. Юнга. Речь идет о теории коллективного бессознательного. Подобно тому, как Э. Геккель видел в онтогенезе краткое повторение филогенеза, Юнг рассматривает индивида как носителя психического опыта предыдущих поколений. Данный опыт проявляется в сжатой форме в виде неких образцов восприятия и осмысления действительности – архетипов. Блокирование последних и отсутствие их выхода в сферу сознания негативно сказывается на процессе онтогенеза, обуславливает нарушение психического равновесия индивида.

Виды дробления зиготы

Основываясь на положении бластомеров относительно друг друга в пространстве, можно говорить о том, что онтогенез организмов может иметь различный тип дробления:

  • радиальное, характерное, например, для ланцетника; борозды деления при нем ориентированы параллельно или перпендикулярно оси яйцеклетки;
  • спиральное, отличается от предыдущей нарушением такого соответствия и дочерние бластомеры расположены как бы по спирали; при этом бластула не имеет полости и плоскостей симметрии; например, у моллюсков;
  • билатеральное (двустороннесимметричное) дробление отмечается у круглых червей; в формирующейся бластуле есть только одна плоскость симметрии;
  • бисимметричное, например, у гребневиков, есть две оси симметрии;
  • анархичное деление, как у плоских червей, характеризуется неупорядоченным расположением бластомеров и абсолютным отсутствием плоскости симметрии.

Понятие и значение

Онтогенез — индивидуальное развитие разных организмов. Он представляет собой реализацию генетической информации, которая заложена родителями, ее усваивание на протяжении всей человеческой жизни.

Исследователи доказали, что помимо онтогенетического развития в психологии, на становление личности влияют и другие факторы:

  • окружающая среда;
  • условия, в которых растет, развивается ребенок;
  • наследственная предрасположенность;
  • внутренние характеристики, присущие каждому индивиду;
  • общественные нормы, их влияние на привычный образ жизни.

Каждый возраст человека имеет характерные особенности:

  1. До года малыши живут согласно основным инстинктам, которые преобладают в поведении.
  2. В течение трех лет ребенок начинает разграничивать для себя понятия «плохо» и «хорошо».
  3. В подростковом возрасте проявляются основные эмоции, происходит выражение самостоятельной психической характеристики.
  4. Высшие эмоции формируются после окончания процесса взросления.

Процесс взросления заканчивается у каждого человека по-разному.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.