Этническая группа — это… виды и признаки этнических групп

Алан-э-Дейл       23.11.2024 г.

Оглавление

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЭТНОС» И «НАЦИЯ»

Чаще всего в обыденной речи понятия «этнос» и «нация» употребляют как синонимы, как равнозначные понятия. Так говорят о польском народе и о нем же говорят как о нации, немецкий народ – это этнос, народ, он же является и нацией. Возникает естественный вопрос: можно ли между ними поставить равенство?

Если говорить о политической практике, то слово «нация» и производное от него «национальность» употребляется в смысле «народ» и все население страны. И сегодня «нацией» называют граждан государства. Четкости в использовании данного понятия не было и в ХХ веке, в том числе и в отечественной науке. Дискуссии вокруг употребления понятий «этнос» и «нация» возникают с периодическим постоянством. Последние десятилетие ХХ века показательно по накалу страстей вокруг этой проблемы.

Другая точка зрения, которой придерживаются исследователи, заключается в различии этих социально-исторических организмов, какими являются этнос и нация.

Такова, например, позиция Ю. И. Семенова. Он считает что эти понятия относятся к разным социальным сферам и отражают разные процессы. Этносы возникли в глубокой древности, в период разложения первобытного общества. Нации начали формироваться в период зарождения буржуазного общества.

Когда рассматривают этнос, то обращаются к анализу его этнокультурных особенностей – таких как язык, традиции, обычаи, умственный и духовный строй народа (менталитет), этнические стереотипы и т.д.

Сущность нации наиболее четко проявляется в национальных движениях, относящихся к политической сфере. Национальные движения – это огромная общественная сила – направлены на достижение определенных целей, и, как правило, политических. Нация означает совокупность людей, имеющих одно общее отечество. Отечество это та территория на которой поживает население страны, а нация в этом случаи является соотечественниками. Такое сознание может родиться только в борьбе за создание единственного централизованного государства.

В результате борьбы дискриминируемый этнос становится нацией, противопоставляющей себя остальному населению. Так начинается процесс «нациезации» этноса, ведущий к отделению и образованию самостоятельного государства. В границах централизованных государств население чаще всего полиэтнично, оно отличается по языку и культуре. Так во Франции различные этнические общности до сих пор не ассимилировались, но это не мешает кельтам, баскам, корсиканцам войти в состав французской нации.

Дискриминация какого-либо этноса, отсутствие у него определенных прав по сравнению с другими этносами может привести к борьбе с этой дискриминацией. Однако национальная идея в условиях демократии используется политиками в своих собственных целях, а тезис о праве нации на самоопределение может привести к распаду полиэтничного государства, к конфликтам между народами, к превращению идеологемы собственной государственной независимости в идеологему приоритета титульного этноса.

Именно такой ход действий подтвердил весь опыт распада бывшего СССР.

Формы этнической принадлежности

Выделяют несколько форм, в которые может облекаться этническая принадлежность индивида. Всего их пять:

1. Моноэтническая идентичность. Предполагает полное срастание личности со своей группой с сохранением позитивного взгляда на остальные.

2. Изменённая идентичность. Характерна для лиц, проживающих в полиэтнической среде. Предполагает заниженную оценку собственной группы по сравнению с соседствующими.

3. Биэтническая идентичность. Возникает в полиэтнической среде и характеризуется тем, что индивид в равной степени идентифицирует себя с двумя группами.

4. Маргинальная идентичность. Предполагает, что личность не ассоциирует себя в полной мере ни с одной группой. Результатом этого зачастую являются внутриличностные конфликты.

5. Слабая или нулевая идентичность. В данном случае наблюдается крайне слабое чувство ассоциации личности с этнической группой. В некоторых случаях она вообще не наблюдается.

Межэтнические отношения

Большое влияние на жизнь общества оказывают отношения между различными этническими общностями.

Межнациональные отношения – отношения между различными этносами, как внутри одного государства, так и между разными национальными государствами.

Как и в любых отношениях, взаимодействие двух и более этносов может иметь как мирный, так и конфликтный характер.

Этнический конфликт – форма межгруппового конфликта, когда группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку.

Конфликты между 5 «А» и 5 «Б», между пролетариатом и буржуазией – это не этнические конфликты, а между Францией и Германией в Первой мировой войне или между народами тутси и хуту в Руанде – этнические.

Такие конфликты могут возникать в силу различных причин, вот некоторые из них:

1) Политико-территориальные: стремление этноса к политической независимости и самостоятельной государственности, спор по поводу территорий.

Советско-финская война 1939-1940 была вызвана стремлением советской власти расширить территорию СССР на запад, чтобы отодвинуть границу от Ленинграда.

2) Социально-экономические: неравенство в уровне жизни народов, неравное представительство различных этносов в экономической и политической элите общества.

Основой конфликта между черным и белым населением в США во второй половине 20 века было социально-экономическое неравенство представителей разных рас.

3) Культурно-языковые: дискриминация одного этноса в области культуры, религии, национального языка.

Конфликт между русскоговорящим и эстонским населением современной Эстонии вызван нежеланием этнически русских отказываться от русского языка как основного.

4) Исторические: прошлые поражения и обиды, желание реванша (чаще всего история служит дополнительной причиной или же обоснованием, оправданием для конфликта).

Можно сказать, что агрессия нацистской Германии против Франции и Великобритании во Второй мировой войне была в том числе вызвана стремлением «отомстить» за поражение в Первой мировой и унизительные условия Версальского договора.

Главная задача современных международных отношений – это избежание конфликтов и межэтнического насилия. Именно эти занимается, в частности, ООН. Современный подход к регулированию межнациональных отношений получил название гуманистического. Вот наиболее важные его черты:

  • признание и уважение многообразия культур, толерантность (культурный плюрализм),
  • приверженность идеям мира и согласия, неприятие насилия в отношениях между народами,
  • развитие демократии, обеспечение прав и свобод личности независимо от этнической принадлежности.

В современных межнациональных отношениях можно выделить две разнонаправленные тенденции – межнациональную интеграцию и межнациональную дифференциацию. Интеграция означает процесс объединения, сближения различных этносов; сейчас этот процесс становится все более активным и заметным из-за глобализации в разных сферах жизни общества.

Яркий пример такой интеграции – это создание и расширение Европейского союза, объединяющего множество европейских наций в наднациональное политическое и экономическое образование.

В то же время есть и обратный процесс – дифференциация, то есть разъединение, разобщение этносов. Это проявляется, во-первых, в усилении сепаратистских тенденций – желании части государства выйти из состава страны и обрести политическую независимость.

В Европе есть два очень известных примера таких тенденций – это Шотландия (правда, в 2014 году по результатам референдума шотландцы снова решили остаться в составе Великобритании), а также Каталония (здесь власти Испании аналогичный референдум проводить запретили). Вопрос о статусе этих территорий по-прежнему открыт: возможно, когда-нибудь они действительно станут независимыми.

Дифференциация также проявляется в усилении национализма, протекционизма или религиозного экстремизма в отдельных странах. Это разные явления, но все они в данном случае направлены на усиление значимости «своего, родного, национального» в противовес «чужому, иностранному» – будь то культура, экономические блага или религиозные традиции.

Брекзит (выход Великобритании из состава Евросоюза), популярность подобной идеи среди сторонников кандидата в президенты Франции Марин ле Пен – это тоже пример межнациональной дифференциации.

Интересные факты о современных этносах, видах

С развитием человечества огромное количество наций пережило все этапы эволюции этноса: от рода к нации. Именно это привело к образованию известных нам наций и государств. Стоит отметить, что идеология фашизма призывала с течением времени уничтожить другие нации, но история показала, что на всем протяжении существования человечества любая народность без взаимодействия с другой вырождалась.

Таким образом, если бы на планете остались только чистокровные арийцы, то это неминуемо привело бы через несколько поколений к огромному количеству наследственных заболеваний.

Примечателен и тот факт, что израильтяне развивались не по общей схеме – от семьи к нации. Все дело в том, что по жизненному укладу они относились к типичным кланам, где был общий предок – Авраам; имелось кровное родство между всеми людьми. Но внезапно, то есть за несколько поколений израильтяне смогли сформировать целое государство с четкой правовой системой и экономическими взаимоотношениями. Но все же они сохранили настоящую клановую систему, и только в редких случаях допускаются родственные связи с другими представителями народностей. С таким подходом к жизни евреев впереди ждало вырождение. Но этого не случилось, потому что возникло христианство, которое разделило эту нацию на два лагеря, враждебно относящихся друг к другу. На сохранение нации повлияло и разрушение государства, которое привело к рассеиванию народа.

Взгляды и самосознание народностей очень удивительны и порой не поддаются объяснению. Например:

  1. Дети южноафриканской народности на руках матери или отца проезжают больше семи тысяч километров.
  2. Исландцы догадались использовать тепло от вулканов для обогрева своих жилищ.
  3. В Российской империи монарх держал в руках скипетр, но у жителей Сиамского королевства (Таиланд) другой взгляд на предметы царских регалий. Тайский король держит в руках инструмент, которым отмахивается от мух. Изготовлен он из слоновой кости и хвоста белого слона.
  4. Вьетнамцы вообще каждый новый год отмечают в разные даты.
  5. А у японцев законом не определено, с какого возраста можно заключать браки.

Как формировалась нация

Мы с вами рассмотрели виды этносов, их краткую характеристику, но так и не узнали, как сложилась нация. Итак, процесс становления этой разновидности этноса считается сложным и долгим. Ведущую роль в ее развитии занимают социально-экономические факторы. Но она отличается от других общностей тем, что имеет свои этнические свойства. Во-первых, объединение экономики и политики способствовало формированию национального языка. Таким образом, именно на нем сложилась общенациональная культура, сформировались особенности характера нации, именно в этот период появляется самосознание, включающее в себя принадлежность к языку, культуре, гордости, территории. Кроме того, у людей, объединенных одной нацией, вырабатываются некоторые стереотипы к своему виду этноса. Ученые считают, что нация принадлежит этно-социальному организму, а также она венчает высшую форму социально-этнического общества.

Таким образом, мы с вами рассмотрели виды этносов, их краткую характеристику, которая включает в себя сходства и различия друг от друга.

Особенности существования этносов и их закономерности

Исторически формировавшийся этнос выступает в роли целостного социального организма и обладает следующими этническими отношениями:

  1. Самовоспроизведение происходит путём повторяющихся однородных браков и передачи из поколения в поколение традиций, самосознания, культурных ценностей, языка и религиозных особенностей.
  2. В процессе своего существования все этносы претерпевают внутри себя ряд процессов – ассимиляцию, консолидацию и пр.
  3. С целью упрочения своего существования большинство этносов стремится к созданию собственного государства, позволяющего регулировать отношения как внутри себя, так и с другими группами народов.

Закономерностями народов можно считать поведенческие модели отношений, которые типичны для отдельных представителей. Сюда же можно отнести поведенческие модели, которые характеризуют отдельные социальные группы, формирующиеся внутри нации.

Этнос одновременно может рассматриваться как природно-территориальное и социокультурное явление. В качестве своеобразного связующего звена, поддерживающего существование того или иного этноса, некоторые учёные-исследователи предлагают считать наследственный фактор и эндогамию. Однако нельзя не признать, что на качество генофонда нации оказывают существенное влияние и завоевания, и уровень жизни, и историко-культурные традиции.

Наследственный фактор отслеживается прежде всего в антропометрических и фенотипических данных. Однако далеко не всегда антропометрические показатели полностью совпадают с этнической принадлежностью. По мнению другой группы исследователей, постоянство этнической группы обусловлено народным самосознанием. Однако такое самосознание может одновременно выступать в роли показателя коллективной деятельности.

Уникальное самосознание и восприятие мира той или иной этнической группы может напрямую зависеть от того, какова его деятельность по освоению окружающей среды. Один и тот же вид деятельности может по-разному восприниматься и оцениваться в сознании разных этнических групп.

Наиболее устойчивый механизм, позволяющий сохранять уникальность, целостность и устойчивость этноса – это его культура и общая историческая судьба.

ИДЕОЛОГЕМЫ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ

«Образ» народа, представления о других народах формируются в значительной степени под влиянием государственной идеологии, влиянием элит и лидеров. Роль идеологии в статусе этнического самосознания невозможно переоценить.

Философы, историки, политики, художники, писатели, кинематографисты, журналисты, юристы, экономисты – именно эта элита вырабатывает идеи приоритета этноса и предлагает способы их реализации.

События, происшедшие в бывшем СССР, являются доказательством огромной практической роли местных элит в распаде СССР. Какие же идеологемы оказались наиболее популярными в этническом самосознание здесь, на территории ушедшей в прошлое огромной державы?

Во-первых, идеологема престижа и значимость языка и культуры. Но эта этнокультурная, языковая, на первый взгляд тематика с невероятной быстротой приобрела политический смысл. Первыми кто поставил вопрос на обсуждения были представители эстонской интеллигенции ( потребовавшие придания эстонскому языку статус государственного). Знание языка стало требованием не только при занятии командной должности, но и при получении гражданства.

Во-вторых, идеологема ущерба народа. Виновниками в депортации народов, в жестком политическом контроле, в ущемлении чувств достоинства этноса были названы не государственная власть, не ее придержатели, а русские люди.

В-третьих, идеологема собственной государственности. Бывшие союзные республики потребовали независимости, а республика РФ – суверенитета. Элита этнических общностей обратилась к мобилизации исторической памяти, стремясь обосновать правомочность своих претензий. Причем подобные процессы происходили повсеместно. Идеологический уровень этнического самосознания находится под своеобразным контролем любого государства.

Этнические процессы сегодня

Этнические явления тесно связаны с социологией и экономикой, и как принято считать, ими они и обусловлены. Каждая форма существования общности представлена в виде социальной и экономической целостности, откуда следует прямая зависимость: чем выше уровень социально-экономического благополучия государства, тем качественней состояние межнациональных связей.

В полиэтнических государствах, где представлено многообразие народностей, на межнациональные отношения влияют территориальные различия, а также материальное благополучие. К социальным благам относят богатство, власть, образование и престиж. Часто это зависит от этнической принадлежности. Например, в Соединенных Штатах Америки представители негроидной расы, а также латиноамериканцы за один и тот же вид работы получают гораздо меньшее вознаграждение. Также установлено, что эти люди редко занимают престижные должности. Даже в СССР социальные блага среди национальностей были неоднородными. Это связано с тем, что виды этносов имели разные стартовые положения и различия в развитии областей и республик.

Стоит отметить, что жители городов и сел тоже в условиях и качестве жизни имеют неоднозначный разрыв, который так или иначе тоже оказывает давление на межнациональные отношения, ведь национальный состав населенного пункта неоднороден в пределах республики или области.

Народность

Этот термин схож с понятием народ, но все-таки имеет некоторые отличия. Ученые считают, что народность – это социальная и в тоже время этническая общность людей, которая исторически сложилась за племенем, но предшествовала нации. Она сформировалась путем смешения племен с племенными союзами в эпоху распада первобытно-общинного строя. Народность характеризуется увеличением значения земельных связей, формированием одного языка на основе родственных, для этой общности свойственны хозяйственность, элементы смешанной культуры, а также наличие собирательного имени. С появлением частной собственности и буржуазии народность превращается в нацию, но стоит отметить, что есть такие народности, которые так и не преобразовались в нацию в силу того, что их общность малочисленная или недостаточно развита. Переходим к следующему виду этноса, который завершает пирамиду развития человечества.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.