Зеленый кожаный доспех

Алан-э-Дейл       07.11.2024 г.

Оглавление

Шкуры[править]

Доспехи этого типа (Hide) отличаются от кожаных тем, что дают AC 6. Уязвимость -2 к колющему/стрелковому оружию сохраняется. Кроме того, воры и рейнджеры в них испытывают некоторые затруднения при использовании своих способностей.

Доспех из шкурправить

Параметры
Класс брони: 6 Вес: 40
Требования: Сила 9 Не Используется: Кенсаями, Магами, Колдунами, Монахами,
Описание
Этот доспех сделан из толстой шкуры очень крупного животного (например, слона). или нескольких слоев шкур обычных животных, например быков. Этот доспех очень неуклюжий, негибкий, и неудобен в использовании, поэтому редко встречается в продвинутых культурах. Но у варваров, особенно обитающих в глубоких лесах и джунглях, он встречается очень часто. Он дает большую защиту, чем кожаный доспех, но надо привыкнуть к его одуряющему запаху и мерзкому виду, чтобы суметь эффективно его использовать. Воры могут его использовать, но он оказывает негативное воздействие на их способности.

При экипировке:
-20% к умению Бесшумно двигаться
-10% к умению Взлом замков и Поиск/обнаружение ловушек
-30% к умению Карманные кражи

Шкура Эгера +3править

Параметры
Класс брони: 3 Вес: 35
Требования: Сила 6 Не Используется: Кенсаями, Магами, Колдунами, Монахами,
Описание
Эта тяжелая и толстая медвежья шкура — все что осталось от легендарного Эгера. Несколько столетий назад Эгер, гигантский медведь, терроризировал небольшие деревни по всему Побережью Меча. Медведь был неуязвим для огня, кислоты и холода. Наконец, молодые женщины и мужчины из нескольких деревень объединились, составив отряд из почти двухсот человек. Эгер был окружен и наконец убит. Выжило меньше десятка преследователей, и они поделили шкуру медведя между собой. Это и есть один из ее кусков.

При экипировке:
+15% к сопротивлению огню, холоду и кислоте
Иммунитет к Замешательству

Миф I:Рыцарь был неуклюж в тяжеленных доспехах, и упав с коня, не мог самостоятельно подняться

Это самое распространенное утверждение, которое я читал еще во времена динозавров, когда проходил историю Средних веков в школе.

Учебник тех времен описывал персонажа, облаченного в настолько тяжелую и неудобную броню, что его приходилось сажать на коня чуть ли не с помощью подъемного крана, а упав с грохотом с лошади, такой горе-всадник лежал на земле и сучил ручками-ножками как черепаха, перевернутая на спину, становясь беспомощным, и не имея возможности подняться.

Турнирные доспехи

В действительности, у этого мифа есть реальное основание — турнирные доспехи, которые во времена позднего Средневековья использовались для того, чтобы в чудовищной копейной сшибке во время состязаний благородные воины не получили смертельных травм.

Для этого, во-первых, была усилена толщина доспеха в тех местах, куда должно было ударить копье, что естественно резко повышало вес изделия. Во-вторых, некоторые сочленения были просто сварены вместе, как например, шлем и часть нагрудника, что делало воина неповоротливым истуканом.

Именно для них иногда даже делали специальные лестницы, навроде трапа для самолета, по которым они взбирались на коня и летели в бой на турнире. Вот такие доспехи могли весить до сорока килограммов. Естественно, при падении с лошади встать было не так просто. Но, чаще всего причиной был скорее сам удар о землю, чем тяжесть и неудобство доспеха.

https://youtube.com/watch?v=5hlIUrd7d1Q

Мобильность рыцаря в доспехах

Реальные же боевые доспехи весили максимум двадцать пять (в редчайших случаях тридцать) килограммов. Да еще и распределены по телу они были так, что тренированный с детства рыцарь — а известны полные комплекты на детей семи-восьми лет — в этих латах чувствовал себя как рыба в воде.

Рыцарь мог бегать, прыгать, взбираться по лестнице, используя одни только руки и запрыгивать на лошадь, не используя стремена. Это известно и из исторических сочинений, и из сделанных на их основе современных реконструкций.

Крафт[править | править код]

Для крафта полного комплекта брони требуется 24 предмета. Кольчужную броню нельзя скрафтить, но можно купить у жителя-бронника, либо же выбить с мобов со случайной прочностью.

Броню можно починить поместив две части одного типа (например, железные поножи) в точило или в крафтовую сетку. Полученный предмет имеет на 5% больше прочности, чем исходные предметы вместе взятые, но любые чары теряются. Ремонт брони с помощью наковальни сохраняет и объединяет чары.

Ингредиенты Рецепты крафта Результат

Кожа илиЖелезный слиток илиЗолотой слиток илиАлмаз

Шлемы

Кожа илиЖелезный слиток илиЗолотой слиток илиАлмаз

Кирасы

Кожа илиЖелезный слиток илиЗолотой слиток илиАлмаз

Поножи

Кожа илиЖелезный слиток илиЗолотой слиток илиАлмаз

Ботинки
Черепаший панцирь

Броня игрока[править | править код]


Броня

Броня уменьшает урон, который получает игрок, на определённый процент, но при этом она теряет свою прочность (изнашивается). Количество урона, которое броня может заблокировать, а также прочность (то есть количество урона, которое броня может принять перед разрушением), фиксировано и зависит от части брони и материала, из которого она сделана.

Броня, сделанная из алмазов, очень прочная и выдерживает много повреждений и урона, а кожаные доспехи ломаются довольно быстро. Стоит, однако, учесть, что прочность алмазной брони всего в 2,2 раза превышает прочность железной. Поскольку алмазы встречаются очень редко, делать из них броню, как правило, нецелесообразно (для сравнения, прочность алмазных инструментов превышает железные в 6 раз).

Броня из золота, как и инструменты, намного легче зачаровывается (уже на 10 уровне можно получить чары III и IV уровня). Это можно использовать для создания брони со специальными эффектами, которая не будет использоваться в бою, а значит, изнашиваться. К примеру, ботинки с чарами «Лёгкость» (Feather Falling) можно использовать при строительстве высоких объектов, чтобы уменьшить урон от падения с большой высоты. А шлем с чарами «Дыхание» (Respiration) и «Родство с водой» (Aqua Affinity) можно использовать для работы под водой (например, для добычи глины).

Броня встречается также на зомби и скелетах, что увеличивает их сопротивление урону.

Тыква и головы могут быть надеты в слот шлема, но не добавляют очков брони. Тем не менее, тыква позволяет смотреть на странников Края без ответной агрессии, а головы снижают радиус обнаружения игрока соответствующим мобом (например, если на игрока надета голова крипера, то криперы будут замечать его с меньшего расстояния).

Броня ДО 1.0.0править | править код

Защитные свойства брони уменьшаются по мере того, как она теряет свою прочность. Полный комплект новой брони снижает получаемый урон в пять раз, независимо от материала.

По мере износа брони защита снижается пропорционально отношению суммарной оставшейся прочности всех компонентов брони к их суммарной максимальной прочности. Это означает, что, скажем, надев изношенный кожаный шлем и новую алмазную кирасу, игрок получит больший коэффициент защиты, чем от того же шлема и новой кожаной кирасы (так как по сравнению с прочностью алмазной кирасы, износ кожаного шлема незначителен). Естественно, этот коэффициент будет действовать только до тех пор, пока износ шлема не достигнет 100 %, после чего защита резко сбросится обратно до одной кирасы. Обратное тоже верно: изношенная алмазная кираса, надетая вместе с броней из менее прочных материалов, сильно просадит общую эффективность защиты (вплоть до того, что может оказаться выгоднее снять её вообще.

Внимание: данная механика была удалена, и не практикуется в игре на версиях, выше Minecraft Beta

1 сезон

Призрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 1 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 2 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 3 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 4 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 5 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 6 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 7 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 8 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 9 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 10 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 11 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 12 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 13 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 14 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 15 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 16 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 17 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 18 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 19 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 20 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 21 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 22 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 23 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 24 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 25 серияПризрак в доспехах: Синдром одиночки 1 сезон 26 серия

Кольчуга

Альтернативой латам из кожи выступал хоуберк, представлявший собой кольчугу с рукавами и капюшоном, укомплектованную дополнительно кольчужными чулками.

Для изготовления кольчуги из железной проволоки толщиной примерно в миллиметр навивалось множество колечек, каждое около сантиметра в диаметре.

Внешне хоуберк смотрелся вполне солидно: доспех полностью закрывал тело, весил сравнительно немного (около 10 кг; с чулками и капюшоном — больше), движений почти не стеснял. Однако защиту хоуберк давал весьма сомнительную. Тогдашняя технология позволяла тянуть проволоку только из самого мягкого и ковкого железа (колечки из твердой стали ломались и давали еще худшую защиту). Кольчужные доспехи легко разрезались саблей, протыкались копьем и разрубались топором. Совсем не защищала гибкая кольчуга и от дубины или булавы. Только от сравнительно легких мечей, употреблявшихся до 14 века, кольчуга давала удовлетворительную защиту.

Против стрел кольчужный доспех был почти бесполезен: граненые наконечники проходили в ячейку кольца. Даже на дистанции 50 метров воин не мог чувствовать себя в безопасности при обстреле тяжелыми стрелами из мощных луков.

Кольчуга представляла собой один из самых простых в изготовлении видов металлической брони — и это главное ее достоинство. Производство хоуберка требовало всего несколько килограммов самого дешевого железа. Конечно, и без устройства для вытяжки проволоки было не обойтись.

Нелюдям полагаются доспехи, соответствующие их анатомии. Такими видит троллоков из “Колеса времени” Даррел Суит.

Сувенирные танки

Подлинного расцвета производство пластинчатых лат достигло в Европе только в 16 — первой половине 17 веков, когда они производились из доменного железа и употреблялись преимущественно для украшения замковых интерьеров. Предприниматели покупали себе титулы, а заодно и “доспехи предков” — как правило, сразу крупными партиями и со скидкой. Чтоб хватило на мифических прадедов аж до короля Артура! Впрочем, декоративные доспехи, которых с той поры в Западной Европе сохранилось великое множество, оставались вполне функциональными.

Требования к прочности доспехов в 16 веке существенно возросли, ведь уже применялось огнестрельное оружие. В результате латы под самый конец своей эволюции достигли максимального веса в 33 кг. Кольчуга под них уже не надевалась, но это позволило увеличить толщину броневых пластин до 3 мм. Даже аркебузные пули и арбалетные болты пробивали панцирь 16 века только при стрельбе в упор.

Еще большей прочностью обладали специальные турнирные латы, “лобовая броня” которых достигала сантиметровой толщины. Никакому современному им оружию они не поддавались в принципе, но и весили до 80 кг, а подвижность воина в них была ограничена возможностью слегка шевелить правой рукой, наводя копье.

Рыцарские замки

Так как средневековье было наполнено войнами и стычками, каждый рыцарь мечтал построить собственный замок. Постройка такой крепости требовала огромных денежных вложений. Зато готовая крепость становилась центром жизни всей местности. Именно здесь проходили ярмарки, сюда съезжались торговцы и ремесленники, которые постепенно застраивали окрестности своими домами и торговыми лавками. В случае опасности, рыцарь мог открыть ворота своего замка и приютить всех желающих за неприступными стенами.

Эпоха рыцарей закончилась вскоре после появления огнестрельного оружия. Пули с лёгкостью пробивали даже самую лучшую броню, поэтому носить тяжёлые доспехи стало нецелесообразно. Несмотря на это, рыцари навсегда остались в сердцах людей, символизируя честь и достоинство.

Кодекс чести средневековых рыцарей

Среди средневековых рыцарей была чрезвычайно развита солидарность. Один из ярчайших случаев проявления такой солидарности произошёл во времена войны между франками и сарацинами. Перед битвой один из лучших рыцарей Карла Великого вызвал на поединок сарацинского рыцаря. Когда французского рыцаря обманом взяли в плен, сарацин добровольно сдался врагу, чтобы его обменяли на пленённого обманом рыцаря.

Кодекс рыцарской чести известен нам по многочисленным письменным источникам. В основе кодекса рыцаря лежит:

  1. Верность своему господину;
  2. Культ Прекрасной Дамы;
  3. Служение идеалам церкви.

XIII-XIV века

А почему бы не защитить лицо от стрел и ударов мечей, надев закрытый потхелм – шлем, оснащенный визором, или забралом? Можно также обзавестись топфхелмом – так называемым горшковым шлемом, цилиндрическим, бочкообразным или в форме усеченного конуса: он большой и тяжелый, но надежный.

Если в ваши планы не входит рукопашный бой, в котором крайне важен хороший обзор, и драться вы собираетесь на копьях, наденьте топфхелм поверх кольчужного капюшона. А под капюшон не забудьте надеть войлочный подшлемник – он хорошо амортизирует удары. Прикрепите шлем к кольчуге сзади ремнем или цепочкой: тогда, если дойдет таки до рукопашной (вас сбросят с коня, например), и вы шлем снимете, он не потеряется.

Топфхелм XIII века в витрине Немецкого исторического музея в Берлине. Ulrich Waack / wikipedia

Если вы собираетесь на турнир и хотите произвести эффект, можете украсить шлем деревянной или кожаной геральдической фигурой. Хотя бы теми же рогами – да, их уже придумали, у германцев, например, они в большой моде.

Попробуйте новинку – муферы, кольчужные рукавицы, приплетенные к кольчуге: кисти тоже нуждаются в защите. Впрочем, большинство рыцарей все же предпочитает кожаные перчатки – говорят, в них удобнее держать оружие.

Кстати, о кольчуге: ее можно усовершенствовать при помощи бригантины – металлических пластин, нашитых на льняную или суконную основу. Получится кольчужно-бригантинный доспех. В таком доспехе, да еще и в закрытом шлеме, с громоздким неудобным щитом можно не заморачиваться – возьмете небольшой клиновидный тарже.

Плащ-сюрко, который вы надеваете поверх кольчуги, большой и просторный. Можно преобразовать его, кстати, в гербовую накидку – просторную безрукавку с изображением вашего родового герба.

Миф пятый:Рыцари редко мылись, гадили в доспехи и от них жутко воняло

Этот миф является скорее искажением, чем совсем уж неправдой. Запах от воина, который долго скачет на коне, или долгое время провел в доспехе — не самый приятный для нашего современного обоняния.

Но, тот же Олег Соколов опровергает утверждение, что рыцари редко мылись, говоря, что бани в Средневековье были довольно распространены. Да и в полные доспехи рыцарь одевался только перед боем, после чего часть их сразу же снималась. В мирное время они ходили вовсе без доспеха, в «нормальной» одежде представителя высшего сословия.

Ну и естественно, у них было гораздо больше материальных возможностей носить чистую одежду, чем у тех же крестьян или горожан. Гадить же в доспехи не было никакого смысла — так как воин был конным и пах ему защищала лошадь и седло, эти части не закрывались доспехами снизу, а штанов в те времена не носили, носили шоссы — нечто вроде чулков, привязанных к поясу. В общем, расчехлить хозяйство и сделать свои дела можно было и не снимая доспехов.

Рыцарь в шоссах

Образ рыцаря сейчас мифологизирован, как в положительную, так и в отрицательную сторону, но стоит помнить, что рыцари были истинными детьми своей эпохи — сильными, профессиональными воинами, всю жизнь проводившими в боях, походах и турнирах. Настоящими отвратительными мужиками, храбрыми, воинственными и слегка попахивавшими конским потом.

Доспехи рыцаря Средневековья: описание

Итак, классический комплект среднестатистического рыцаря состоял из следующих вещей:

  • Шлем. В 10-13-м веке использовали норманнский с рондашем открытый, конической или яйцеголовой формы. Спереди крепился наносник – металлическая пластина. Намного позже среди крупных аристократов была распространенна практика закрытого индивидуального шлема. Это было настоящее произведение искусства. По нему можно было определить владельца.
  • Доспехи. Длинная кольчуга до колен с рукавами и койфоном, металлическим капюшоном. Она имела разрезы с обеих сторон на подоле для удобного передвижения и езды на коне. Под ней рыцари носили гамбезон – аналог матерчатых доспехов. Он амортизировал удары по железу, в нем застревали стрелы.
  • Шоссы — кольчужные чулки.
  • Рондаш — щит. Являлся защитой от стрел, также нашел широкое применение против одноручных сабель во времена Крестовых походов. Имел круглую или овальную форму. Однако широкое распространение получил рондаш заостренной формы нижней части для защиты левой ноги.

Оружие и доспехи не были едиными за всю историю Средневековья, так как они выполняли две функции. Первая – защита. Вторая – доспехи являлись отличительным атрибутом высокого социального положения. Один сложный шлем мог стоить целые деревни с крепостными. Не каждый мог себе его позволить. Это касается и сложных доспехов. Поэтому найти два одинаковых комплекта было невозможно. Феодальные доспехи – это не унифицированная форма солдат-рекрутов в поздние эпохи. Они отличаются индивидуальностью.

Бехтерец и бригантина

Кольчужные доспехи долгое время использовались параллельно с кожаными, в 11 веке стали преобладать, а в 13 веке окончательно оттеснили кожу на второй план. Когда кольчуга стала доступна большинству рыцарей, кожаная кираса с нашитыми на нее железными пластинками стала надеваться поверх кольчужной рубахи. Так достигался более высокий уровень защиты от стрел. Общий вес защитного снаряжения увеличивался и достигал 18 кг. Учитывая, что даже такая (тройная!) защита легко пробивалась и топором, и кавалерийским копьем, большой вес комплекта был явно неоправдан.

К тому же прогресс кузнечного искусства позволил рыцарям в 14 веке сменить мечи каролингского образца на вдвое более тяжелые и в полтора раза более длинные риттершверты. Против полутораручных мечей кольчуга уже не годилась.

Броня, собранная из перекрывающих друг друга пластинок (Тодд Локвуд, деталь обложки D&D Adventure Game).

Оптимальным соотношением веса к уровню защиты обладала бы сплошная металлическая пластина толщиной 1,2-2 миллиметра, но такой элемент брони из железа можно было изготовить только методом сварки. Подобные технологии не были доступны. Для того, чтобы отковать из трех полос металла плоский клинок — уже требовалось большое искусство. Трехмерный же объект (шлем или кираса) изготовить одной ковкой несравненно сложнее. Иногда мастерам удавалось составить кирасу из нескольких элементов, которые соединялись между собой. Но такое изделие являлось буквальным произведением искусства, и было исключением из общего правила. К тому же искусных ремесленников было мало. В Западной Европе до 11 века отсутствовали крупные города, и, следовательно, были ограничены торговля, каменное строительство, сложные ремесла.

Мастеров, способных выковать из нескольких слоев металла крупный и надежный броневой элемент (тем более — криволинейный), в Европе не существовало до 14 века. Потому все детали доспеха собирались из плоских и небольших элементов.

В простейшем случае около 1500 небольших сварных чешуек соединялись кольчужными кольцами. Плетеный таким образом доспех (по аналогии с древнеримским его именовали “ламеллярным”) по-русски назывался “бехтерец”, напоминал чешую и обладал некоторой гибкостью.

Бехтерец закрывал грудь, спину и бедра бойца. При весе в 12 кг он выдерживал рубящие удары риттершверта, но от ударов копья, топора и палицы не спасал. Поэтому следующим шагом в развитии защиты воина стала широко распространившаяся с середины 14 века бригантина.

В ней все еще использовались плоские броневые элементы, однако их было только 30-40 штук. Пластины не соединялись между собой, а вкладывались в кармашки матерчатой куртки, образовывая заметные зазоры. Недостатком бригантины была и большая подвижность пластин относительно друг друга. Пластина распределяла удар палицы по поверхности доспеха, но в конечном счете он обычно приходился на ребра человека. Да и вражеский клинок мог соскользнуть в зазор между пластинами. Туда же могла попасть и стрела. Что же до копья, то пластины сами расходились под давлением наконечника.

В общем, бригантина значительно повышала защиту, но употреблялась в основном только поверх хоуберка, добавляя свои 10 кг к его и так немалому весу.

Когда-то эта чешуйчатая броня не была ржавой, а ее владелец — не был мертвым (Уэйн Рейнольдс, иллюстрация для сборника Monsters of Faerun).

Первые доспехи

«Геркулес сражается с Гидрой»

Самым первым доспехом была шкура животного. Шкура оборачивалась вокруг тела либо просто набрасывалась на плечи и свисала сзади, прикрывая спину. Так был одет мифический Геракл или, например, германские племена, нападавшие на Римскую империю ещё до новой эры.

Причина, почему в древности считали более важным защитить спину, а не грудь кроется в специфике варварской тактики ведения боя. Как отмечали античные источники, варвары не считали зазорным бегство, то есть показание противнику спины, и если удары, направленные в грудь, ещё можно было отбить, то избежать ударов в спину было сложнее. Также возможно, что варвары плохо держали строй и поэтому бой был хаотичным — битва сводилась не к противостоянию «линии на линию», каким был строй римлян, а к неупорядоченной стычке массы воинов, и можно было получить удар в спину от другого воина, а не только от того, кто был напротив.

Матерчатые доспехи

Матерчатый доспех (стёганка или линоторакс), зачастую повторяющий вид гражданской одежды, сделанной из большого количества (от 5 до 30) склеенных или простёганных слоёв материи, был распространён у множества народов. Их использовали египтяне, греки, македоняне, ацтеки. Матерчатые доспехи имели различный вес, — в основном от двух до шести килограммов, стоимость же их была сравнительно невысокой в связи с чем они были достаточно сильно распространены.

Конный воин султаната Багирми (Чад) в стёганом доспехе по описанию Диксона Денема. 1823 г.

Мексиканские ацтеки также использовали толстые хлопчатобумажные одежды в качестве доспехов. Их армия, сражавшаяся с испанскими конкистадорами, была одета в стёганые плотно подогнанные костюмы из слоёв ваты в два пальца толщиной, называвшиеся «эскауипили» (ацт. ичкауипилли). Ацтеки переняли эту технологию у индейцев майя, которые изобрели разновидность доспехов — туники, подбитые ватой и пропитанные специальным рассолом. Испанские конкистадоры заимствовали подобные доспехи у майя после похода Эрнандеса де Кордобы на Юкатан в 1517 году.

Наибольший расцвет этого типа доспехов пришёлся на средневековую Европу и употреблялся вплоть до XVI столетия.

Следует упомянуть приказ монгольским воинам XII—XIII веков носить шёлковые рубашки на голый торс, как под доспехи, так и без них — этот способ уменьшал глубину ран от стрел и облегчал их удаление.

В Средневековье хороший, многослойный, стёганый доспех предоставлял достаточно неплохую защиту как от рубящих ударов мечей, так и от стрел. Он не сковывал движений, потому ополченцами достаточно часто использовался как индивидуальный доспех. Также на средневековых миниатюрах иногда встречается ношение стёганой куртки поверх кольчуги надетой на гражданскую одежду. Более высокие сословия использовали стёганые куртки в основном как поддоспешники (акетоны или гамбезоны), надевая их под латные и бригантные доспехи.

Защита в виде кафтана, набитого конским волосом, пенькой и ватой применялась китайцами и древними греками. Пеньковый кафтан до пят при весе около 8 кг хорошо защищал от стрел, от секущих ударов сабли, и в какой-то степени амортизировал удары.

Воины Московского государства XVI-XVII веков использовали доспех, представлявший собой кафтан с короткими рукавами, подбитый паклей, вымоченный в рассоле и простёганный пенькой, называвшийся тегиляем, название которого, по мнению известного оружиеведа-востоковеда М. В. Горелика, происходит от монгольского хатангу дегель — «прочный, как сталь, кафтан».

Подобно западноевропейским гамбезонам и акетонам, русские набивные доспехи могли использоваться и в комплекте со стальными, так, в XVI—XVII веках на них ремнями крепились элементы доспехов — кираса, наручи и пр.

Лучники русской поместно-дворянской конницы в тегиляях. Иллюстрация из издания «Записок о Московии» Сигизмунда Герберштейна 1556 года

Похожий принцип использовался и народами Кавказа. Валяная из шерсти бурка (по сути — валенок) практически не разрубалась саблей, выдерживала стрелы и даже пули из семилинейных ружей (с дистанции около 100 метров) и хорошо амортизировала удары. Защиту ещё более увеличивали стоячие плечи на костяной основе. Однако её легко можно было проткнуть — бурка пробивалась узким копьём, штыком или кинжалом со специально зауженным остриём.

Другим недостатком доспехов из валяной шерсти было то, что они были слишком толстые, тяжёлые и в них было жарко. Укрепить поверх неё другие доспехи было нельзя (хотя кольчуга могла быть надета и под бурку).

Переходным видом от матерчатого к металлическому доспеху были накидки, применявшиеся рядовыми воинами рыцарских орденов. В них на груди, иногда и на спине были вшиты металлические пластины (подобно тому, как это делается на некоторых современных бронежилетах).

Подводя итоги

Широко распространено мнение о необычайно надежном защитном снаряжении европейских рыцарей (в сравнении с воинами прочих эпох и народов). Мнение это не имеет под собой достаточного основания. В 7-10 веках европейские доспехи были если и не легче, то хуже, например, арабских. Только к концу этого периода в Европе кольчуги стали преобладать над кожаными кафтанами, обшитыми металлическими бляхами.

В 11-13 веках кожаные панцири встречались уже как исключение, но кольчуга по-прежнему считалась венцом прогресса. Лишь изредка ее дополнял шлем, кованые наплечи и обшитый железом кожаный жилет. Защиту от стрел на протяжении этого времени обеспечивал главным образом длинный франкский щит. В общем, на льду Чудского озера вооружение немцев соответствовало вооружению новгородской пехоты и даже уступало, как качеством, так и весом, доспехам русской кавалерии.

Мало изменилась ситуация и в первой половине 14 века. Большие потери французской кавалерии от стрел во время сражения при Кресси объяснялись тем, что большинство рыцарей все еще облачались в кольчуги.

Однако если русская цивилизация в 14 веке пережила тяжелый кризис, то европейская сделала большой шаг вперед. В 15 веке рыцари, наконец, смогли вооружиться “по-рыцарски”. Только с этого времени европейское защитное снаряжение действительно стало тяжелее и надежнее принятого в других частях света.

В этот же период распространилась броня для рыцарских коней. Стегаными попонами их иногда покрывали еще в 13 веке, но лишь в середине 14 столетия кони наиболее богатых рыцарей получили кольчужную броню. Настоящие конные латы, жесткие, собранные из обширных кованых деталей, стали навешивать на лошадей только в 15 веке. Впрочем, и в 15 веке в большинстве случаев латы защищали только грудь, голову и шею коня, бока же и спина, как и за два столетия до этого веке, оставались прикрытыми только стеганой попоной.

В тяжеленных турнирных латах — против дракона? Не самая здравая идея (художник — Даррел Суит).

Рыцари света

Иллюстраторы почти всегда изображают рыцарские латы сияющими зеркальным блеском. Да, для предохранения от ржавчины латы иногда полировали — “синили”. Но так поступали только рыцари, желавшие “блистать” в прямом и переносном смысле слова. Ведь при шлифовке металл истончался, и защитные свойства доспеха падали. Более практичные воины боролись с коррозией нанесением на латы смазки из жира и сажи.

Нередко для защиты от царапин и влаги кирасу снаружи обтягивали кожей. Поверх лат также могла надеваться матерчатая куртка — “вапенрок”.

Исторический вапенрок, надетый поверх лат.

Кажется, что от самих лат исходит сияние (иллюстрация Донато Джанколы).

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.