Рекомендации по использованию частот, список частот

Алан-э-Дейл       15.11.2024 г.

Оглавление

Чем СиБи выгоден для трассы

Самый главный выигрыш у СиБи в его текущей распространённости и широкой известности
пятнадцатого канала. Про C15AM знают не только дальнобойщики, но и те кто часто ездит по трассе.
У дальнобойщиков пятнадцатый канал это стандартный канал связи. На некоторых радиостанциях,
типа Vector VT-27 Comfort HP даже выделена
кнопка быстрого доступа к 15 каналу.

Так как диапазон частот одиннадцати метрового диапазона очень «грязный» и не имеет
коммерческой привлекательности, то в стародавние времена он был отдан на откуп в виде гражданского
диапазона. Есть, конечно, несколько армейских танковых радиостанций работающих в одиннадцати
метровом диапазоне, но они видимо уже сняты с производства и давно не используются.

А поскольку диапазон давно используется в качестве гражданской радиосвязи, то оборудование
для него дешёвое, легкодоступное и простое в использовании. Соответственно, купить радиостанцию
СиБи легко, не очень накладно и вполне легально. Управление этими радиостанциями упрощено до
уровня домохозяйки, но есть модели с массой настроек. Получается, что выбор устройств крайне широк.

Пользовательские качества обсудили, теперь поговорим о технологических минусах СиБи. Так как СиБи
работает на одиннадцати метровом диапазоне, то эффективная антенна имеет длину в четверть длинны волны.
Такую антенну могут себе позволить разве, что владельцы грузовиков. Автолюбители с длинными
антеннами уже получили прозвище «троллейбус». Для носимых же станций антенна в два с
половиной метра смотрится еще более глупо. При уменьшении длинны антенны теряется КПД станции.
Второй минус СиБи в том, что это «почти КВ». Точнее СиБи находится на границе коротких
и ультракоротких волн. Соответственно СиБи имеет некоторые плюсы КВ и УКВ, но чаще встречается
ситуация когда проявляются все минусы КВ и УКВ. Минусы КВ приходят в виде длинной антенны, проходов
и массы промышленных помех возле линий электропередач. Минусы УКВ приходят в виде малого радиуса
действия, промышленных помех от высокочастотного оборудования и энергетической неэффективности.

Ну и классический минус в том, что диапазон широко используется в гражданской связи и никем не
регулируется. По этому на нём часто сидят таксисты. Так же там часто идёт общение с матами и без
какого-либо регламента. А на любимом канале дальнобойщиков некоторые конторы вещают рекламные
объявления. Каналов в общем доступе всего сорок. На некоторых радиостанциях есть «дырки»,
дающие дополнительные 5 каналов. Ещё в гражданском диапазоне часто используют компенсаторы
потерь. На самом деле эти устройства не компенсируют потери, а являются банальными усилителями мощности.
Эти усилители позволяют загнать в антенну вместо разрешённых 4 ватт от 10 ватт до киловатта.
На самом деле, самые распространённые мощности для автомобиля от 50 ватт до 100 ватт.
Минусы усилителя в том, что корреспондент с таким усилком дует так, что его слышно на многие десятки
километров (в проходы их слышно на тысячу километров), а сам он принимает сигнал от слабых корреспондентов
в радиусе нескольких километров. Сложно понять людей выдающих в эфир вопрос на который они заведомо не
смогут получить ответ.

Что мы имеем в чистом остатке из плюсов?

  • Распространённость,
  • средняя стоимость,
  • простота использования,
  • дальнобойность,
  • наличие усилителей (незаконных),
  • широкий выбор антенн.

А из минусов следующее:

  • Низкая энергоэффективность,
  • множество дальних помех,
  • множество близких помех,
  • реклама в эфире,
  • мат среди пользователей,
  • длинные антенны.

Список запрещенных для радиообмена частот

  • 500 кГц    40,000
  • 1,544-1,545 МГц (далее МГц)    40,100
  • 1,645-1,646    40,200
  • 2,040    40,500
  • 2125-2135    41,800
  • 2,145    42,000
  • 2,147-2,153    42,450
  • 2,173-2,190    42,750
  • 2,380    43,150
  • 2,498-2,502    43,750
  • 2,850-3,155    44,300
  • 3,400-3,500    44,400
  • 3.900-3,950    44,600
  • 4,125     44,700 4,175    44,800 4,177    44,900 4,188    45,100 4,207    45,125 4,210    45,200 4,430    45,300 4,650-4,750    45,350
  • 4.995-5,005    45,400 5,410    45,600 5,480-5,730    45,700 6,215    45,800 6,268    46,425 6,282    46,475 6,312    46,550 6,314    46,600 6,525-6,765    46,650 8,195-8,416    46,700 8,815-9,040    46,775
  • 9.995-10,100    46,825
  • 11,175-11,400    46,875 12,230-12,575    46,956 13,200-13,360    47,075 14,957-14,967    47,125
  • 14.990-15,900    47,375 16,360-16,800    47,575
  • 17.900-18,030    47,825 18,055-18,065    47,975 18,780-18,900    48,075 19,680    74,600-75,400
  • 19.990-20,010    121,500
  • 21,850-21,870    121,716-121,784 21,924-22,000    130,133-130,201 22,376    139,174-139,242
  • 24.990-25,010    156,525
  • 26,100    156,800 33,825    243,000 36,650    300,20.

Литература: Кашкаров А. П. Электронные устройства для уюта и комфорта.

Диапазон 10 метров:

  • 28000 – 28070 – CW
  • 28055 кгц – Центральная частота для QRS
  • 28060 кгц – Центральная частота для работы QRP
  • 28070 – 28120 – Узкополосные виды – цифровая связь
  • 28120 – 28150 – Узкополосные виды – цифровая связь, автоматические станции для передачи данных (без оператора)
  • 28150 – 28190 – Узкополосный виды связи
  • 28190 – 28199 – Региональные маяки с разделением по времени
  • 28199 28201 – Международные маяки с разделением по времени
  • 28201 – 28225 – Маяки с постоянным излучаемым сигналом
  • 28225 – 28300 – Все виды – маяки
  • 28300 – 28320 – Все виды – цифровая связь, автоматические станции для передачи данных (без оператора)
  • 28320 – 29200 – Все виды
  • 28330 кгц – Центральная частота для цифровой голосовой связи
  • 28360 кгц – Центральная частота для работы SSB QRP
  • 28680 кгц – Центральная частота для передачи изображения
  • 29200 – 29300 – Все виды – цифровая связь, автоматические станции для передачи данных (без оператора)
  • 29300 – 29510 – Спутниковая связь. Приёмные каналы наземных станций
  • 29510 – 29520 – Охраняемый канал
  • 29520 – 29550 – Все виды – FM симплексные каналы с разносом 10кгц
  • 29560 – 29590 – Все виды – входные каналы репитеров FM (R111 – R114)
  • 29600 – Все виды – вызывной канал FM
  • 29610 – 29650 – Все виды – FM симплексные каналы с разносом 10 кгц
  • 29660 – 29700 – Все виды – выходные каналы FM репитеров (R111 –R114)

Вас может заинтересовать:

  1. Отправка электронной почты по радиоэфиру из APRS-сети
  2. Опыт использования коротких волн для APRS
  3. ПАКЕТНАЯ СВЯЗЬ: ПРОТОКОЛ АХ.25
  4. Маячок для радиоориентирования 3,5 МГц
  5. ВЫБОР ПРОМЕЖУТОЧНОЙ ЧАСТОТЫ

Примеры

Примеры выделенных радиодиапазонов

Название Полоса частот Длины волн Энергия фотона, эВ, E=hν{\displaystyle E=h\nu }
Диапазон средних волн (MW) 530—1610 кГц 565,65—186,21 м 2,19—6,66 нэВ
Диапазон коротких волн 5,9—26,1 МГц 50,8—11,49 м 24,4—107,9 нэВ
Гражданский диапазон 26,965—27,405 МГц 11,118—10,940 м 111,5—113,3 нэВ
Телевизионные каналы: с 1 по 5 48—100 МГц 6,25—3,00 м 198,5—413,6 нэВ
Кабельное телевидение 100—174 МГц
Телевизионные каналы: с 6 по 12 174—230 МГц 1,72—1,30 м 719,6—951,2 нэВ
Кабельное телевидение 230—855 МГц
Телевизионные каналы: с 21 по 39 470—622 МГц 6,38—4,82 дм 1,94—2,57 мкэВ
Диапазон ультракоротких волн (UKW) 62—108 МГц (кроме 76—90 МГц в Японии) 1 м 256,42—446,65 нэВ (кроме 314,31—372,21 нэВ)
ISM-диапазон 2—4 ГГц 15—7,5 см
Диапазоны военных частот 29.50—31.75 МГц
Диапазоны частот гражданской авиации 108—136 МГц
Морские и речные диапазоны

Диапазоны радиочастот в гражданской радиосвязи

В России для гражданской радиосвязи выделены три диапазона частот:

Название Полоса частот Описание
«11-метровый», Си-Би, Citizens’ Band — гражданский диапазон 27 МГц С разрешённой выходной мощностью передатчика до 10 Вт
«70 см», LPD, Low Power Device — маломощные устройства 433 МГц Выделено 69 каналов для носимых радиостанций с выходной мощностью не более 0,01 Вт
PMR, Personal Mobile Radio — персональные рации 446 МГц Выделено 8 каналов для носимых радиостанций с выходной мощностью не более 0,5 Вт

Некоторые диапазоны гражданской авиации

Полоса частот Описание
2182 кГц Аварийная частота, используется только для передачи сигналов SOS (MAYDAY)
74,8—75,2 МГц Маркерные радиомаяки
108—117,975 МГц Радиосистемы навигации и посадки.
118—135,975 МГц УКВ-радиосвязь (командная связь).
121,5 МГц Аварийная частота, используется только для передачи сигналов SOS (MAYDAY)
328,6—335,4 МГц Радиосистемы посадки (глиссадный канал)
960—1215 МГц Радионавигационные системы

Некоторые

Полоса частот Длины волн Описание
3—30 МГц HF, 100—10 м Радары береговой охраны, «загоризонтные» РЛС
50—330 МГц VHF, 6—0,9 м Обнаружение на больших дальностях, исследования земли
1—2 ГГц L, 30—15 см Наблюдение и контроль за воздушным движением
2—4 ГГц S, 15—7,5 см Управление воздушным движением, метеорология, морские радары
12—18 ГГц Ku, 2,5—1,67 см Картографирование высокого разрешения, спутниковая альтиметрия
27—40 ГГц Ka, 1,11—0,75 см Картографирование, управление воздушным движением на коротких дистанциях, специальные радары, управляющие дорожными фотокамерами

Примечания

  1. Регламент радиосвязи. Статьи. — Швейцария, Женева: МСЭ, 2012. Статья 1.5.
  2. Геннадиева Е. Г., Дождиков В. Г., Кульба А. В. и др. Краткий энциклопедический словарь по радиоэлектронике и радиопромышленности / Под ред. В. Н. Саблина. М.: Диво, 2006. С. 276.
  3. В. В. Никольский, Т. И. Никольская. Электродинамика и распространение радиоволн. М.: Наука, 1989. С. 467.
  4. М. П. Долуханов. Распространение радиоволн. М.: Сов. радио, 1972.
  5. Е. Г. Геннадиева, В. Г. Дождиков, А. В. Кульба, Ю. С. Лифанов, В. Н. Саблин, М. И. Салтан; под ред. В. Н. Саблина. Краткий энциклопедический словарь по радиоэлектронике и радиопромышленности. — Москва: Диво, 2006. — С. 276. — 286 с. — ISBN 5-87012-028-4 (В пер.).

О радиолюбительских категориях

Подробности
Просмотров: 18985

В Российской Федерации установлены четыре радиолюбительских категории: первая – высшая, четвертая – низшая. Начальными категориями, как и ранее, будут две: третья и четвертая. Телеграфную азбуку Морзе необходимо будет знать лишь соискателям первой категории. Все остальные радиолюбители должны будут в той или иной мере владеть знаниями радиотехники.

Четвертая категория – переходная. Она предназначена для тех, кто не планирует проводить радиосвязи на КВ – диапазонах. Радиолюбителям четвертой категории разрешена работа на всех диапазонах УКВ максимальной мощностью (5 Ватт). Предполагается, что в числе обладателей четвертой категории будут законопослушные охотники, рыболовы, любители лесных прогулок, дельтапланеристы и просто любители пообщаться

При этом, обращаю внимание, никто не отменял требования по знанию радиотехники и соблюдению радиолюбительского формата работы в эфире с обязательной передачей позывного сигнала. Альтернатива четвертой категории – безлицензионные радиостанции диапазона PMR (466 МГц, 0,5 Вт) или LPD (433 МГц, 0,01 Вт), при использовании которых никаких экзаменов сдавать не нужно и никаких требований при работе в эфире выполнять также не нужно.Третья категория – категория для начинающих

Требования – минимальные: знание правил использования любительских радиостанций, правил ведения радиосвязи, минимальное знание радиотехники и умение обращаться с радиостанцией. Возможности – все УКВ- диапазоны с мощностью 5 Ватт и специально выделенные участки на всех КВ – диапазонах кроме 30, 20, 17, 12 метров. Виды излучения – телеграф, телефон (SSB) и цифровая связь. Мощность — 10 Вт.Вторая категория – основная и самая массовая. Требования – знание радиотехники в объеме, большем, чем для третьей категории. Возможности — все УКВ- диапазоны с мощностью до 50 Ватт (в зависимости от диапазона), а также все КВ диапазоны, кроме низкочастотного участка диапазона 160 метров, с мощностью 100 Ватт, что на практике означает полное использование возможностей современного трансивера.Первая категория – для опытных радиолюбителей. Основные требования – умение принимать сигналы телеграфной азбуки Морзе со скоростью 60 знаков в минуту, высокий уровень знания радиотехники. Возможности – по максимуму. На УКВ – диапазонах при работе через Луну (EME) и метеоры (MS) мощность может составлять 500 Вт, а на КВ — диапазонах – киловатт (за исключением диапазона 160 метров).

———-Для получения свидетельства об образовании позывного сигнала любительской радиостанции необходимо сдать экзамен.

О полосах частот, мощности и видах излучения можно узнать в разделе ИНФОРМАЦИЯ.

Информация с сайта Московского областного отделения Союза радиолюбителей России

  • < Назад
  • Вперёд >

Классификация по способу распространения

Прямые волны — радиоволны, распространяющиеся в свободном пространстве от одного предмета к другому, например от одного космического аппарата к другому, в некоторых случаях, от земной станции к космическому аппарату и между атмосферными аппаратами или станциями. Для этих волн влиянием атмосферы, посторонних предметов и Земли можно пренебречь.

Земные или поверхностные — радиоволны, распространяющиеся вдоль сферической поверхности Земли и частично огибающие её вследствие явления дифракции. Способность волны огибать встречаемые препятствия и дифрагировать вокруг них, как известно, определяется соотношением между длиной волны и размерами препятствий: чем меньше длина волны, тем слабее проявляется дифракция. По этой причине волны диапазона УВЧ и более высокочастотных диапазонов очень слабо дифрагируют на поверхности земного шара и дальность их распространения в первом приближении определяется расстоянием прямой видимости (прямые волны).

Тропосферные — радиоволны диапазонов ОВЧ и УВЧ, распространяющиеся за счёт рассеяния на неоднородностях тропосферы на расстояние до 1000 км.

Ионосферные или пространственные — радиоволны длиннее 10 м, распространяющиеся вокруг земного шара на сколь угодно большие расстояния за счёт однократного или многократного отражения от ионосферы и поверхности Земли.

Направляемые — радиоволны, распространяющиеся в направляющих системах (радиоволноводах).

Итоги обзора

Если совсем всё суммировать, то получается, что у УКВ минусом идёт только малая зона покрытия.
Но данная проблема решается использованием хороших антенн и мощных радиостанций. Естественно,
что сразу после этого предложения выползают из щелей пропагандисты здорового образа жизни,
точнее законопослушные автовладельцы ратующие за СиБи и тыкают в требование использовать на
безлицензионных радиостанциях мощность не более 0.01 Вт. Но я частенько переспрашиваю у подобных
выползней о том какая мощность у их любимых «компенсаторов» aka «кирпичей»
на выходе… Выясняется, что они вместо допустимых 4 Вт, используют порядка 100 Вт, что
так же является нарушением закона. Так, что давайте смотреть на окружающий мир трезво и здраво.

Следующая часть критики перехода на УКВ заключается в том, что УКВшники сетуют на наличие
мата в СиБишном канале. И действительно, никто не будет спорить о том, что при появлении у
нового формата большого количества приверженцев не возникнет проблема матов. Люди это
социальные животные, они будут относиться к социуму вне зависимости от используемых ими инструментов
для общения.

В данной статье я не ставил целью убедить автовладельцев переходить на УКВ, я лишь хотел
дать представление о том, что есть технологии отличные от уже имеющихся. Но мир меняется и
давайте изменим этот мир к лучшему. В том числе попробуем быть добрее друг к другу и попробуем
начать общаться на более близких каналах, чтобы освободить пространство вокруг нас от лишнего
присутствия ненужной информации.

mTckb у вас есть, что дополнить или опровергнуть, то жду комментариев.

• Перейти в архив

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.