Оглавление
Чем СиБи выгоден для трассы
Самый главный выигрыш у СиБи в его текущей распространённости и широкой известности
пятнадцатого канала. Про C15AM знают не только дальнобойщики, но и те кто часто ездит по трассе.
У дальнобойщиков пятнадцатый канал это стандартный канал связи. На некоторых радиостанциях,
типа Vector VT-27 Comfort HP даже выделена
кнопка быстрого доступа к 15 каналу.
Так как диапазон частот одиннадцати метрового диапазона очень «грязный» и не имеет
коммерческой привлекательности, то в стародавние времена он был отдан на откуп в виде гражданского
диапазона. Есть, конечно, несколько армейских танковых радиостанций работающих в одиннадцати
метровом диапазоне, но они видимо уже сняты с производства и давно не используются.
А поскольку диапазон давно используется в качестве гражданской радиосвязи, то оборудование
для него дешёвое, легкодоступное и простое в использовании. Соответственно, купить радиостанцию
СиБи легко, не очень накладно и вполне легально. Управление этими радиостанциями упрощено до
уровня домохозяйки, но есть модели с массой настроек. Получается, что выбор устройств крайне широк.
Пользовательские качества обсудили, теперь поговорим о технологических минусах СиБи. Так как СиБи
работает на одиннадцати метровом диапазоне, то эффективная антенна имеет длину в четверть длинны волны.
Такую антенну могут себе позволить разве, что владельцы грузовиков. Автолюбители с длинными
антеннами уже получили прозвище «троллейбус». Для носимых же станций антенна в два с
половиной метра смотрится еще более глупо. При уменьшении длинны антенны теряется КПД станции.
Второй минус СиБи в том, что это «почти КВ». Точнее СиБи находится на границе коротких
и ультракоротких волн. Соответственно СиБи имеет некоторые плюсы КВ и УКВ, но чаще встречается
ситуация когда проявляются все минусы КВ и УКВ. Минусы КВ приходят в виде длинной антенны, проходов
и массы промышленных помех возле линий электропередач. Минусы УКВ приходят в виде малого радиуса
действия, промышленных помех от высокочастотного оборудования и энергетической неэффективности.
Ну и классический минус в том, что диапазон широко используется в гражданской связи и никем не
регулируется. По этому на нём часто сидят таксисты. Так же там часто идёт общение с матами и без
какого-либо регламента. А на любимом канале дальнобойщиков некоторые конторы вещают рекламные
объявления. Каналов в общем доступе всего сорок. На некоторых радиостанциях есть «дырки»,
дающие дополнительные 5 каналов. Ещё в гражданском диапазоне часто используют компенсаторы
потерь. На самом деле эти устройства не компенсируют потери, а являются банальными усилителями мощности.
Эти усилители позволяют загнать в антенну вместо разрешённых 4 ватт от 10 ватт до киловатта.
На самом деле, самые распространённые мощности для автомобиля от 50 ватт до 100 ватт.
Минусы усилителя в том, что корреспондент с таким усилком дует так, что его слышно на многие десятки
километров (в проходы их слышно на тысячу километров), а сам он принимает сигнал от слабых корреспондентов
в радиусе нескольких километров. Сложно понять людей выдающих в эфир вопрос на который они заведомо не
смогут получить ответ.
Что мы имеем в чистом остатке из плюсов?
- Распространённость,
- средняя стоимость,
- простота использования,
- дальнобойность,
- наличие усилителей (незаконных),
- широкий выбор антенн.
А из минусов следующее:
- Низкая энергоэффективность,
- множество дальних помех,
- множество близких помех,
- реклама в эфире,
- мат среди пользователей,
- длинные антенны.
Список запрещенных для радиообмена частот
- 500 кГц 40,000
- 1,544-1,545 МГц (далее МГц) 40,100
- 1,645-1,646 40,200
- 2,040 40,500
- 2125-2135 41,800
- 2,145 42,000
- 2,147-2,153 42,450
- 2,173-2,190 42,750
- 2,380 43,150
- 2,498-2,502 43,750
- 2,850-3,155 44,300
- 3,400-3,500 44,400
- 3.900-3,950 44,600
- 4,125 44,700 4,175 44,800 4,177 44,900 4,188 45,100 4,207 45,125 4,210 45,200 4,430 45,300 4,650-4,750 45,350
- 4.995-5,005 45,400 5,410 45,600 5,480-5,730 45,700 6,215 45,800 6,268 46,425 6,282 46,475 6,312 46,550 6,314 46,600 6,525-6,765 46,650 8,195-8,416 46,700 8,815-9,040 46,775
- 9.995-10,100 46,825
- 11,175-11,400 46,875 12,230-12,575 46,956 13,200-13,360 47,075 14,957-14,967 47,125
- 14.990-15,900 47,375 16,360-16,800 47,575
- 17.900-18,030 47,825 18,055-18,065 47,975 18,780-18,900 48,075 19,680 74,600-75,400
- 19.990-20,010 121,500
- 21,850-21,870 121,716-121,784 21,924-22,000 130,133-130,201 22,376 139,174-139,242
- 24.990-25,010 156,525
- 26,100 156,800 33,825 243,000 36,650 300,20.
Литература: Кашкаров А. П. Электронные устройства для уюта и комфорта.
Диапазон 10 метров:
- 28000 – 28070 – CW
- 28055 кгц – Центральная частота для QRS
- 28060 кгц – Центральная частота для работы QRP
- 28070 – 28120 – Узкополосные виды – цифровая связь
- 28120 – 28150 – Узкополосные виды – цифровая связь, автоматические станции для передачи данных (без оператора)
- 28150 – 28190 – Узкополосный виды связи
- 28190 – 28199 – Региональные маяки с разделением по времени
- 28199 28201 – Международные маяки с разделением по времени
- 28201 – 28225 – Маяки с постоянным излучаемым сигналом
- 28225 – 28300 – Все виды – маяки
- 28300 – 28320 – Все виды – цифровая связь, автоматические станции для передачи данных (без оператора)
- 28320 – 29200 – Все виды
- 28330 кгц – Центральная частота для цифровой голосовой связи
- 28360 кгц – Центральная частота для работы SSB QRP
- 28680 кгц – Центральная частота для передачи изображения
- 29200 – 29300 – Все виды – цифровая связь, автоматические станции для передачи данных (без оператора)
- 29300 – 29510 – Спутниковая связь. Приёмные каналы наземных станций
- 29510 – 29520 – Охраняемый канал
- 29520 – 29550 – Все виды – FM симплексные каналы с разносом 10кгц
- 29560 – 29590 – Все виды – входные каналы репитеров FM (R111 – R114)
- 29600 – Все виды – вызывной канал FM
- 29610 – 29650 – Все виды – FM симплексные каналы с разносом 10 кгц
- 29660 – 29700 – Все виды – выходные каналы FM репитеров (R111 –R114)
Вас может заинтересовать:
- Отправка электронной почты по радиоэфиру из APRS-сети
- Опыт использования коротких волн для APRS
- ПАКЕТНАЯ СВЯЗЬ: ПРОТОКОЛ АХ.25
- Маячок для радиоориентирования 3,5 МГц
- ВЫБОР ПРОМЕЖУТОЧНОЙ ЧАСТОТЫ
Примеры
Примеры выделенных радиодиапазонов
Название | Полоса частот | Длины волн | Энергия фотона, эВ, E=hν{\displaystyle E=h\nu } |
---|---|---|---|
Диапазон средних волн (MW) | 530—1610 кГц | 565,65—186,21 м | 2,19—6,66 нэВ |
Диапазон коротких волн | 5,9—26,1 МГц | 50,8—11,49 м | 24,4—107,9 нэВ |
Гражданский диапазон | 26,965—27,405 МГц | 11,118—10,940 м | 111,5—113,3 нэВ |
Телевизионные каналы: с 1 по 5 | 48—100 МГц | 6,25—3,00 м | 198,5—413,6 нэВ |
Кабельное телевидение | 100—174 МГц | ||
Телевизионные каналы: с 6 по 12 | 174—230 МГц | 1,72—1,30 м | 719,6—951,2 нэВ |
Кабельное телевидение | 230—855 МГц | ||
Телевизионные каналы: с 21 по 39 | 470—622 МГц | 6,38—4,82 дм | 1,94—2,57 мкэВ |
Диапазон ультракоротких волн (UKW) | 62—108 МГц (кроме 76—90 МГц в Японии) | 1 м | 256,42—446,65 нэВ (кроме 314,31—372,21 нэВ) |
ISM-диапазон | 2—4 ГГц | 15—7,5 см | |
Диапазоны военных частот | 29.50—31.75 МГц | ||
Диапазоны частот гражданской авиации | 108—136 МГц | ||
Морские и речные диапазоны |
Диапазоны радиочастот в гражданской радиосвязи
В России для гражданской радиосвязи выделены три диапазона частот:
Название | Полоса частот | Описание |
---|---|---|
«11-метровый», Си-Би, Citizens’ Band — гражданский диапазон | 27 МГц | С разрешённой выходной мощностью передатчика до 10 Вт |
«70 см», LPD, Low Power Device — маломощные устройства | 433 МГц | Выделено 69 каналов для носимых радиостанций с выходной мощностью не более 0,01 Вт |
PMR, Personal Mobile Radio — персональные рации | 446 МГц | Выделено 8 каналов для носимых радиостанций с выходной мощностью не более 0,5 Вт |
Некоторые диапазоны гражданской авиации
Полоса частот | Описание |
---|---|
2182 кГц | Аварийная частота, используется только для передачи сигналов SOS (MAYDAY) |
74,8—75,2 МГц | Маркерные радиомаяки |
108—117,975 МГц | Радиосистемы навигации и посадки. |
118—135,975 МГц | УКВ-радиосвязь (командная связь). |
121,5 МГц | Аварийная частота, используется только для передачи сигналов SOS (MAYDAY) |
328,6—335,4 МГц | Радиосистемы посадки (глиссадный канал) |
960—1215 МГц | Радионавигационные системы |
Некоторые
Полоса частот | Длины волн | Описание |
---|---|---|
3—30 МГц | HF, 100—10 м | Радары береговой охраны, «загоризонтные» РЛС |
50—330 МГц | VHF, 6—0,9 м | Обнаружение на больших дальностях, исследования земли |
1—2 ГГц | L, 30—15 см | Наблюдение и контроль за воздушным движением |
2—4 ГГц | S, 15—7,5 см | Управление воздушным движением, метеорология, морские радары |
12—18 ГГц | Ku, 2,5—1,67 см | Картографирование высокого разрешения, спутниковая альтиметрия |
27—40 ГГц | Ka, 1,11—0,75 см | Картографирование, управление воздушным движением на коротких дистанциях, специальные радары, управляющие дорожными фотокамерами |
Примечания
- Регламент радиосвязи. Статьи. — Швейцария, Женева: МСЭ, 2012. Статья 1.5.
- Геннадиева Е. Г., Дождиков В. Г., Кульба А. В. и др. Краткий энциклопедический словарь по радиоэлектронике и радиопромышленности / Под ред. В. Н. Саблина. М.: Диво, 2006. С. 276.
- В. В. Никольский, Т. И. Никольская. Электродинамика и распространение радиоволн. М.: Наука, 1989. С. 467.
- М. П. Долуханов. Распространение радиоволн. М.: Сов. радио, 1972.
- Е. Г. Геннадиева, В. Г. Дождиков, А. В. Кульба, Ю. С. Лифанов, В. Н. Саблин, М. И. Салтан; под ред. В. Н. Саблина. Краткий энциклопедический словарь по радиоэлектронике и радиопромышленности. — Москва: Диво, 2006. — С. 276. — 286 с. — ISBN 5-87012-028-4 (В пер.).
О радиолюбительских категориях
- Подробности
- Просмотров: 18985
В Российской Федерации установлены четыре радиолюбительских категории: первая – высшая, четвертая – низшая. Начальными категориями, как и ранее, будут две: третья и четвертая. Телеграфную азбуку Морзе необходимо будет знать лишь соискателям первой категории. Все остальные радиолюбители должны будут в той или иной мере владеть знаниями радиотехники.
Четвертая категория – переходная. Она предназначена для тех, кто не планирует проводить радиосвязи на КВ – диапазонах. Радиолюбителям четвертой категории разрешена работа на всех диапазонах УКВ максимальной мощностью (5 Ватт). Предполагается, что в числе обладателей четвертой категории будут законопослушные охотники, рыболовы, любители лесных прогулок, дельтапланеристы и просто любители пообщаться
При этом, обращаю внимание, никто не отменял требования по знанию радиотехники и соблюдению радиолюбительского формата работы в эфире с обязательной передачей позывного сигнала. Альтернатива четвертой категории – безлицензионные радиостанции диапазона PMR (466 МГц, 0,5 Вт) или LPD (433 МГц, 0,01 Вт), при использовании которых никаких экзаменов сдавать не нужно и никаких требований при работе в эфире выполнять также не нужно.Третья категория – категория для начинающих
Требования – минимальные: знание правил использования любительских радиостанций, правил ведения радиосвязи, минимальное знание радиотехники и умение обращаться с радиостанцией. Возможности – все УКВ- диапазоны с мощностью 5 Ватт и специально выделенные участки на всех КВ – диапазонах кроме 30, 20, 17, 12 метров. Виды излучения – телеграф, телефон (SSB) и цифровая связь. Мощность — 10 Вт.Вторая категория – основная и самая массовая. Требования – знание радиотехники в объеме, большем, чем для третьей категории. Возможности — все УКВ- диапазоны с мощностью до 50 Ватт (в зависимости от диапазона), а также все КВ диапазоны, кроме низкочастотного участка диапазона 160 метров, с мощностью 100 Ватт, что на практике означает полное использование возможностей современного трансивера.Первая категория – для опытных радиолюбителей. Основные требования – умение принимать сигналы телеграфной азбуки Морзе со скоростью 60 знаков в минуту, высокий уровень знания радиотехники. Возможности – по максимуму. На УКВ – диапазонах при работе через Луну (EME) и метеоры (MS) мощность может составлять 500 Вт, а на КВ — диапазонах – киловатт (за исключением диапазона 160 метров).
———-Для получения свидетельства об образовании позывного сигнала любительской радиостанции необходимо сдать экзамен.
О полосах частот, мощности и видах излучения можно узнать в разделе ИНФОРМАЦИЯ.
Информация с сайта Московского областного отделения Союза радиолюбителей России
- < Назад
- Вперёд >
Классификация по способу распространения
Прямые волны — радиоволны, распространяющиеся в свободном пространстве от одного предмета к другому, например от одного космического аппарата к другому, в некоторых случаях, от земной станции к космическому аппарату и между атмосферными аппаратами или станциями. Для этих волн влиянием атмосферы, посторонних предметов и Земли можно пренебречь.
Земные или поверхностные — радиоволны, распространяющиеся вдоль сферической поверхности Земли и частично огибающие её вследствие явления дифракции. Способность волны огибать встречаемые препятствия и дифрагировать вокруг них, как известно, определяется соотношением между длиной волны и размерами препятствий: чем меньше длина волны, тем слабее проявляется дифракция. По этой причине волны диапазона УВЧ и более высокочастотных диапазонов очень слабо дифрагируют на поверхности земного шара и дальность их распространения в первом приближении определяется расстоянием прямой видимости (прямые волны).
Тропосферные — радиоволны диапазонов ОВЧ и УВЧ, распространяющиеся за счёт рассеяния на неоднородностях тропосферы на расстояние до 1000 км.
Ионосферные или пространственные — радиоволны длиннее 10 м, распространяющиеся вокруг земного шара на сколь угодно большие расстояния за счёт однократного или многократного отражения от ионосферы и поверхности Земли.
Направляемые — радиоволны, распространяющиеся в направляющих системах (радиоволноводах).
Итоги обзора
Если совсем всё суммировать, то получается, что у УКВ минусом идёт только малая зона покрытия.
Но данная проблема решается использованием хороших антенн и мощных радиостанций. Естественно,
что сразу после этого предложения выползают из щелей пропагандисты здорового образа жизни,
точнее законопослушные автовладельцы ратующие за СиБи и тыкают в требование использовать на
безлицензионных радиостанциях мощность не более 0.01 Вт. Но я частенько переспрашиваю у подобных
выползней о том какая мощность у их любимых «компенсаторов» aka «кирпичей»
на выходе… Выясняется, что они вместо допустимых 4 Вт, используют порядка 100 Вт, что
так же является нарушением закона. Так, что давайте смотреть на окружающий мир трезво и здраво.
Следующая часть критики перехода на УКВ заключается в том, что УКВшники сетуют на наличие
мата в СиБишном канале. И действительно, никто не будет спорить о том, что при появлении у
нового формата большого количества приверженцев не возникнет проблема матов. Люди это
социальные животные, они будут относиться к социуму вне зависимости от используемых ими инструментов
для общения.
В данной статье я не ставил целью убедить автовладельцев переходить на УКВ, я лишь хотел
дать представление о том, что есть технологии отличные от уже имеющихся. Но мир меняется и
давайте изменим этот мир к лучшему. В том числе попробуем быть добрее друг к другу и попробуем
начать общаться на более близких каналах, чтобы освободить пространство вокруг нас от лишнего
присутствия ненужной информации.
mTckb у вас есть, что дополнить или опровергнуть, то жду комментариев.
• Перейти в архив
Эта тема закрыта для публикации ответов.