Черкесы (адыгэ)

Алан-э-Дейл       28.08.2024 г.

Оглавление

Примечания

  1.  (недоступная ссылка). Дата обращения 27 мая 2013.
  2. Коста Хетагуров — «Особа».
  3. В оригинале рисунок называется «Бек-татарин из Карабаха» (фр. Beck Tatare du Karabakhe). Известно, что татарами в XIX веке русские путешественники называли и азербайджанцев
  4. .
  5. Доде Звездана Владимировна. Средневековый костюм народов Северного Кавказа: очерки истории / Т.В. Кантор. — Москва: Восточная литература, 2001. — С. 105. — 136 с.
  6. Доде З.В. Автореферат: Костюм населения Северного Кавказа VII-XVII веков (Реконструкция этносоциальной истории) / д.и.н. Дэвлет Е.Г.. — Москва: Институте археологии РАН, 209. — С. 24. — 35 с.

4. Платье

Костюм молодой девушки из Восточной Черкесии

Праздничное платье (адыг. сай, кабард.-черк. бостей, бохцей, зэгъалъэ) адыгской женщины из состоятельной семьи представляло из себя довольно сложную по крою и способам украшения одежду. Её можно разделить на два типа: платье молодой (незамужней) девушки и платье замужней женщины, по крою эти два типа не имеют особых различий, но по способам украшения и цветовой гамме они были очень явными.

Платье молодой девушки

По цвету и крою шились и допускались в меру яркие тона — шёлк или бархат красных оттенков, парча, белые тона, но, никогда не использовались пёстрые и очень яркие ткани, пестрота в одежде считалась признаком дурного вкуса. Праздничное платье чаще было распашным с открытой грудью, по длине доходившим до пят. Способов ношения было несколько:

  1. С поясом под платье (преобладало в Западной Черкесии, пояс надевался на кафтанчик и поверх уже надевалось платье). Застёгивалось такое платье шнурком, от груди и до пояса по краю ворота пришивали петли, по которым затягивался шнур крест на крест, оставляя между бортами открытым небольшое расстояние, но при этом плотно обтягивая платье по стану;
  2. С поясом на платье (преобладало в Восточной Чекресии — Кабарде и у абазин). Платье застёгивалось на пуговицу у талии, или же на несколько пуговиц от груди до пояса и уже поверх подпоясывалось.

Длина рукава платья в большинстве обоих случаев доходила до локтя, край рукава украшался вышивкой или широким галуном, но так же шили платья с узкими длинными или широкими рукавами, доходившими до кистей рук. В таких случаях платье чаще носилось без нарукавных подвесок.

Край ворота украшался вышивкой или серебряными нашивками (кабард.-черк. лъэныкъуэ щӀыӀу, адыг. лъэныкъо чыӀу), их количество зависило от формы — плоские, в виде фигурных бляшек (в большинстве по три с каждой стороны) или подвески миндальной формы (от 4 до 9 с каждой стороны). Так же спереди платья, у плеч были особые украшения в виде брошей (адыг. тамэтелъ) — распространёнными они были у западных адыгов.

Края платья по подолу украшались золотым шитьём, орнамент преобладал растительный в виде бардюров, отдельных растительных мотивов, реже преобладали зооморфные мотивы, солярные и геометрические знаки.

Все швы и края платья закрывались галуном из золотых нитей которые ткались в ручную.

Платье так же играло роль тёплой одежды, но в отличии от одежды взрослой женщины платье девушки никогда не украшалось и не подбивалось мехом, платье могло быть простёганным на вате или шерсти. Праздничное платье всегда шилось в талию, его крой соответствовал крою черкески и подчёркивал стан девушки.

Платье замужней женщины

Костюм замужней женщины отличался многими элементами от наряда молодой девушки, такими как: головной убор (женщина могла носить только платки и шали, в редких случаях до рождения первенца носила шапочку), в платье отсутствовали украшения из серебра и вышивки (кроме пояса и серебряных нагрудных застёжек), цветовая гамма была более сдержанной, предпочтения отдавались более тёмным тонам; у взрослых и пожилых женщин пребладали черные, коричневые цвета.

Само платье по крою не отличалось от девичьего наряда, в редких случаях платье было закрытым или распашным, но с закрытой грудью. Все швы и край платья, так же как и в девичьем наряде, обшивались галуном. Тёплое платье женщин приклонного возраста подбивалось или украшалось мехом. Чаще простёганное (кабард.-черк. дыта) на шерсти или вате платье про краю ворота, рукава и подола обшивалось дорогой пушниной. Такое платье надевалось поверх обычного, более лёгкого.

Касоги, они же черкесы

Кабардинцы издревле выделялись среди всех кавказских племён своей храбростью и непокорностью. Они долго занимали главенствующее положение по отношению к своим соседям. Историки описывали их как умных, гордых, храбрых и своевольных людей, которые к тому же отличаются крепким телосложением, неутомимостью и ловкостью. Это великолепные наездники и меткие стрелки.

Русские сперва называли всех адыгов и в том числе кабардинцев касогами. В 957 году византийский император Константин Багрянородный писал про страну «Касахию», выше которой находятся Кавказские горы, а выше них – страна Алания.  

Впоследствие адыги оказали яростное сопротивление монголо-татарскому нашествию, но уже под экзоэтнонимом «черкесы», который и закрепился за ними на долгие века.

Обед обедом, а война – по расписанию

Традиционные занятие кабардинцев – это пашенное земледелие, садоводство, а также коневодство. Кабардинская порода лошадей даже получила всемирную известность. Кабардинцы также традиционно преуспевают в кузнечном, оружейном и ювелирном деле, а также в золотошвейном искусстве.

Они ткут сукно из шерсти и изготавливают одежду из войлока – в частности, башлык и бурку — мужские элементы традиционного костюма.

В обычные дни кабардинские женщины носили длинное до пят распашное платье, шаровары, туникообразную рубаху, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитую золотом шапочку и сафьяновые чувяки.

Праздничный «черкесский» женский костюм различался у разных сословий, но всегда был богато украшен. Девушки из бедных семей шили себе одежду из домотканого сукна, а те, что побогаче – из дорогих тканей, привезённых из Европы и с Востока. На одно платье уходило до пяти метров материала, потому что приталенное от пояса, оно расширялось к низу за счёт клиньев.

Национальный мужской костюм – это черкеска с наборным серебряным поясом, кинжал, папаха, сафьяновые чувяки с ноговицами, а сверху – бурка.

Костюм знатного кабардинца всегда включал в себя ещё и холодное оружие. К украшенному медными и серебряными бляшками кожаному поясу крепились кинжал и шашка. Кинжалы служили им ещё и в качестве оберегов, мужчины использовали их для исполнения разнообразных ритуалов. Всадник вдобавок возил при себе лук с колчаном для стрел.

В пищу кабардинцы использовали в основном варёную и жареную баранину, говядину, индюшатину и курятину, кислое молоко и творог. На праздники кабардинцы готовили из пшённой муки с солодом традиционный праздничный слабоалкогольный напиток махсыма.

Традиции

Особое место у черкесов занимает традиция гостеприимства. Гостям всегда выделялось все самое лучшее, хозяева никогда не докучали им своими вопросами, накрывали богатый стол и обеспечивали нужными удобствами. Черкесы очень щедры и готовы накрыть для гостя стол в любое время. По обычаю, любой приезжий мог зайти во двор, привязать к коновязи своего коня, войти в дом и провести там столько дней, сколько необходимо. Хозяин не имел права спрашивать его имя, а также цель посещения.

Молодым не позволительно первыми начинать разговор в присутствии старших. Позорным считалось курить, пить и сидеть в присутствии своего отца, есть с ним за одним столом. Черкесы считают, что нельзя быть жадным в еде, нельзя не сдерживать свои обещания, присваивать чужие деньги.

Одним из главных обычаев народа является свадьба. Невеста покидала родной дом сразу после того, как жених заключал с ее отцом соглашение о будущей свадьбе. Отвозили ее к друзьям или родственникам жениха, где она жила до торжества. Такой обычай является имитацией похищения невесты при полном согласии всех сторон. Длится свадебное торжество 6 дней, но жених на нем не присутствует. Считается, что родные злятся на него за похищение невесты. Когда свадьба заканчивалась, жених возвращался домой и ненадолго воссоединялся с молодой женой. Ее родным он приносил угощения от своего отца в знак примирения с ними.

Комната новобрачных считалась священным местом. Нельзя было около нее делать хозяйственную работу и громко разговаривать. Через неделю пребывания в этой комнате, молодую жену выводили в большой дом, проводили специальный обряд. Девушку накрывали покрывалом, давали ей смесь из меда с маслом, осыпали орехами и сладостями. Потом она уходила к родителям и долго жила там, иногда до рождения ребенка. По возвращении в дом мужа жена начинала заниматься хозяйством. В течение всей супружеской жизни муж к жене приходил только ночью, все остальное время он проводил на мужской половине или в кунацкой.

Жена была хозяйкой на женской половине дома, у нее было свое имущество, это приданое. Но был у жены ряд запретов. Она не должна была сидеть при мужчинах, называть супруга по имени, ложиться спать, пока он не пришел домой. Муж мог без всяких объяснений развестись с женой, она также могла требовать развод по определенным причинам. Но происходило подобное очень редко.

Мужчина не имел права в присутствии посторонних целовать своего сына, произносить имя жены. Когда муж умирал, все 40 дней жена должна была посещать его могилу и проводить около нее некоторое время. Постепенно этот обычай был забыт. Вдова должна была выйти замуж за брата умершего мужа. Если она становилась женой другого мужчины, дети оставались с семьей мужа.

Беременные женщины должны были соблюдать правила, для них существовали запреты. Это необходимо было для того, чтобы оградить будущую мать с ребенком от злых духов. Когда мужчине говорили, что он станет отцом, он уходил из дома и в течение нескольких дней появлялся там только по ночам. После родов, через две недели, проводили обряд укладывания новорожденного в колыбель и давали ему имя.

За убийство наказывали смертью, приговор выносил народ. Убийцу бросали в реку, привязав к нему камни. Существовал у черкесов обычай кровной мести. Если их оскорбили или случалось убийство, мстили не только убийце, а всей его семье и родственникам. Смерть отца нельзя было оставлять без мести. Если убийца хотел избежать наказания, он должен был вырастить и воспитать мальчика из семьи убитого. Ребенка уже юношей возвращали в дом отца с почестями.

Если человека убило молнией, хоронили его по-особенному. Проводились почетные похороны убитых молнией животных. Обряд сопровождался пением и танцами, а щепки от дерева, которое поразила и сожгла молния, считались целебными. Проводили черкесы обряды для вызывания дождя в засуху, перед началом и после проведения сельскохозяйственных работ делали жертвоприношения.

https://youtube.com/watch?v=UOuuuYBOIgo

Религия

Древней религией этого народа является монотеизм — часть учения Хабзэ, которое регулировало все области жизни черкесов, определяло отношение людей друг к другу и окружающему миру. Люди поклонялись Солнцу и Золотому дереву, Воде и Огню, которые, по их верованиям, дарили жизнь, верили в бога Тхьа, которого считали создателем мира и законов в нем. У черкесов был целый пантеон героев нартского эпоса и ряд обычаев, которые своими корнями уходили в язычество.

С 6 века в Черкесии ведущей верой стало христианство. Исповедовали православие, небольшая часть народа приняла католичество. Таких людей называли «фреккардаши». Постепенно, с 15 века, началось принятие ислама, который является официальной религией черкесов. Ислам стал частью народного самосознания, и сегодня черкесы относятся к мусульманам суннитам.

6. Обувь

Пхъэ вакъэ — украшенные бархатом, серебром и золотым шитьём. Середина XIX в. РЭМ

Обувь (адыг. цуакъэ, кабард.-черк. вакъэ) — изготовлялась из войлока или кожи. Войлочную обувь (адыг. упкӀэ цуакъ, кабард.-черк. упщӀэ вакъэ) или обувь из кожи грубой выделки носили девушки и женщины из крестьянских семей или бывших в прислуге. В летнее время девушки часто ходили на босую ногу. У женщин из аристократических семей наоборот — считалось не позволительным появляться без обуви. В форме и цветовой гамме обуви были строгие классовые различия, которые особенно строго соблюдались у кабардинцев и у абазин-тапантинцев. Красные сафьяновые (адыг. Ӏашъуэ цуакъ, кабард.-черк. Ӏэфэ вакъэ) чувяки, украшенные галунами, тесьмой а иногда и вышивкой, имели право носить только девушки из дворянских семей. В Западной Черкесии существовала особая разновидность обуви (адыг. папыщ) с закрытым носом из плотного материала а подошва из лёгкой древесины с невысоким каблуком.

Существовала особая разновидность обуви для высших аристократических сословий (адыг. пхъэ цуакъэ, кабард.-черк. пхъэ вакъэ) — деревянные сандалии в форме скамеечки с широким кожаным или матерчатым ремешком для продевания ноги в широкой части ступни. Их высота и способ отделки имели значительные различия, высота колебалась от 7 до 16 см, украшались резьбой, костью, накладными медными или серебряными пластинами, в редких случаях к нижней части крепились небольшие круглые бубенцы (адыг. одыджын). Ремень, в который продевалась ступня, делали из кожи или материи, украшая вышивкой или галуном. Носили такую обувь поверх кожаных чувяк.

История

Прототип черкески возможно, был распространённым видом одежды у хазар, от которых была заимствована другими народами, населявшими Кавказ. Особенно наглядно это иллюстрирует кафтан, найденный в Мощевой Балке. Он был сшит из иранской ткани с изображениями Сэнмурва, но по канону Хазарского каганата, в котором знать народов, проживавших в ней, независимо от своей этнической принадлежности одевалась по хазарской моде.

Возможно, первое изображение черкески (или, точнее, её прообраза) отображено на хазарских серебряных блюдах. На серебряном хазарском блюде в сцене единоборства двух богатырей можно увидеть хазарский костюмный комплекс. Он состоял из распашного, приталенного, подпоясанного кафтана, запахнутого налево с отворотом по вороту, длинных штанов, заправленных в сапоги, и головного убора в виде повязки (на одном из персонажей). Особое место в этом ряду занимает костюм как важнейший показатель единства материальной культуры разноязычных народов Хазарского каганата.

В могильнике Мощевая Балка, расположенной на Бескесском плато (бассейн реки Большая Лаба), найдены хорошо сохранившиеся кафтаны, сшитые из иранских и китайских тканей, а также серебряные блюдца, на которых показаны наряды, отдалённо напоминающие черкеску. Костюм, показанный на блюдце, состоял из распашного, приталенного, подпоясанного кафтана, запахнутого налево с отворотом по вороту, длинных штанов, заправленных в сапоги, и головного убора в виде повязки. В сохранившихся кафтанах были пришиты различные амулеты, а в нагрудных карманах помещены грецкие орехи.

Население, оставившее могильник, судя по антропологичным данным и этнографическим аналогиям одежде, вероятно, включало аланов и местных горцев (предков адыгов). Мощевое городище, связанное с могильником, было важным пунктом северо-кавказского участка Великого шёлкового пути, где происходили смена вьючных животных и отдых до и после перевалов. А привозные вещи (китайские, согдийские, иранские и византийские ткани и орудия) служили средствами натуральной оплаты местному населению за оказанные караванам купеч

Говоря о могильнике Мощевая Балка, важно отметить, что это скальный могильник VII—IX вв. в верховьях р

Большая Лаба (левый приток Кубани), у поселка Курджиново в Карачаево-Черкесии. Гробницы, сложенные из каменных плит в естественных или искусственно вытесанных нишах, располагались на террасах с навесами. Благодаря высокогорному климату с его чистым воздухом и отсутствием микроорганизмов в погребениях сохранились дерево, кожа, ткани, а умершие оказались естественным образом мумифицированными.

Описанию костюмных комплексов, найденных в вышеупомянутом могильнике, уделила внимание в своей монографии доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ЮНЦ РАН З. В. Доде. В частности, исследователь отмечает, что «покрой северокавказских кафтанов соответствовал крою тюркской плечевой одежды

Особенно наглядно это иллюстрирует кафтан, найденный в Мощевой Балке. Он сшит из иранской ткани с изображениями Сэнмурва, но по тюркскому канону. Следует отметить, что могильник в Мощевой Балке связывается с адыгским этносом. Это подтверждает единство материальной культуры Хазарской империи, в которой знать независимо от этнической принадлежности одевалась по тюркской моде». Так же отмечается тот факт, что «…на широкой территории Евразии тюркоязычные кочевники носили одежду практически одинаковой формы: приталенный, расклешенный, распашной кафтан длиной до колен, с характерными отворотами ворота, образующими лацканы. Эти признаки, очевидно, характеризовали и хазарскую одежду. Вероятно, что, находясь в непосредственном контакте с хазарской правящей верхушкой, аланская знать носила костюмы, принятые при хазарском дворе, как показатель социальной престижности. Имеющиеся на сегодняшний день материалы из могильников Подорванная Балка, Хасаут, Улукол, Эшкакон, Амгата и др. позволяют с документальной точностью реконструировать именно аланский костюм и на основании изобразительных источников установить его соответствие не столько хазарскому, сколько общетюркскому средневековому комплексу».

Внешность

Черкесы храбрые, бесстрашные и мудрые люди. Очень почитают доблесть, щедрость и великодушие. Самый презренный порок для черкесов — это трусость. Представители этого народа высокие, стройные, с правильными чертами лица, темно-русыми волосами. Женщины всегда считались очень красивыми, отличались целомудрием. Взрослые черкесы были выносливыми воинами и безупречными наездниками, в совершенстве владели оружием, умели сражаться даже в высокогорьях.

Одежда

Основным элементом национального мужского костюма является черкеска, которая стала символом кавказского костюма. Покрой этого предмета одежды не изменился спустя столетия. В качестве головного убора мужчины носили «келпак», пошитый из мягкого меха, или башлык. На плечи надевали бурку из войлока. На ногах носили высокие или короткие сапоги, сандалии. Нательная одежда шилась из хлопчатобумажных тканей. Оружие черкеса — ружье, шашка, пистолет и кинжал. На черкеске по обеим сторонам есть кожаные гнезда для патронов, на поясе крепятся жирницы, сумочка с принадлежностями для очистки оружия.

Одежда черкесских женщин была довольно разнообразной, всегда богато украшалась. Женщины носили длинное платье, сшитое из кисеи или хлопка, короткое шелковое платье бешмет. До замужества девушки надевали корсет. Из головных уборов носили высокие шапки конусообразной формы, украшенные вышивкой, невысокие уборы цилиндрической формы из бархата или шелка, украшенные золотым шитьем. На голову невесты надевали вышитую шапочку, отороченную мехом, которую она должна была носить до рождения первенца. Снять ее мог только дядя супруга со стороны отца, но только в том случае, если он приносил новорожденному щедрые подарки, среди которых был скот или деньги. После вручения подарков шапочку снимали, после молодая мать надевала шелковый платок. Пожилые женщины носили платки из хлопчатобумажной ткани. Из украшений надевали браслеты, цепочки, кольца, разнообразные серьги. Серебряные элементы пришивали к платьям, кафтанам, украшали ими головные уборы.

Обувь производили из кожи или войлока. Летом женщины часто ходили босиком. Сафьяновые красные чувяки могли носить только девушки из дворянских семей. В Западной Черкесии был вид обуви с закрытым носом, сшитой из плотного материала, на деревянной подошве и небольшим каблуком. Люди из высших аристократических сословий носили сандалии из дерева, выполненные в форме скамеечки, с широким ремешком из материи или кожи.

Название

Античные авторы называли черкесов зихи и керкеты. Самоназвание народности «адыгэ», о чем даже упоминается в гимне черкесов. Называют они себя так и по сей день. «Черкесы», это иноназвание.

В 5-6 веке древнечеркесские племена объединились в единое государство, которое историки называют Зихия. Это государство отличалось воинственностью, высоким уровнем социальной организации и постоянным расширением земель. Этот народ категорически не желал подчиняться, и в течение всей своей истории Зихия не платила дань никому. С 13 века государство было переименовано в Черкесию. В эпоху Средневековья Черкесия была самым большим государством на территории Кавказа. Государство было военной монархией, важную роль в которой играла адыгская аристократия, которую возглавляли князья пщы.

В 1922 году была образована Карачаево-Черкесская автономная область, которая входила в состав РСФСР. В нее вошла часть земель кабардинцев и земли бесленеевцев в верховьях Кубани. В 1926 году Карачаево-Черкесская АО была поделена на Черкесский национальный округ, который с 1928 года стал автономной областью, и Карачаевскую АО. С 1957 года эти две области вновь объединились в Карачаево-Черкесскую АО и вошли в состав Ставропольского края. В 1992 году округ получил статус республики.

Жизнь

Общество черкесов всегда было патриархальным. Мужчина является главным в семье, женщина поддерживает своего мужа в принятии решений, всегда демонстрирует покорность. Женщина в быту всегда играла важную роль. Она в первую очередь являлась хранительницей очага и уюта в доме. У каждого черкеса была только одна жена, полигамия наблюдалась крайне редко. Делом чести было обеспечить супругу всем необходимым, чтобы она всегда хорошо выглядела, ни в чем не нуждалась. Ударить или оскорбить женщину является недопустимым позором для мужчины. Муж обязан был ее оберегать, относиться с уважением. Черкесский мужчина никогда не ссорился с женой, не позволял себе произносить бранных слов.

Жена должна знать свои обязанности и четко их исполнять. На ней лежит управление хозяйством и все дела по дому. Тяжелую физическую работу выполняли мужчины. В богатых семьях женщин берегли от сложной работы. Основную часть своего времени они проводили, занимаясь шитьем.

У черкесских женщин есть право разрешать многие конфликты. Если между двумя горцами начался спор, у женщины было право прекратить его, бросив платок между ними. Когда мимо женщины проезжал всадник, он был обязан спешиться, провести ее до места, куда она направлялась, и только потом ехать дальше. Поводья всадник держал в левой руке, а по правую, почетную сторону, шла женщина. Если он проезжал мимо женщины, которая выполняла физическую работу, должен был ей помочь.

Детей воспитывали достойно, старались, чтобы они выросли мужественными и достойными людьми. Все дети проходили суровую школу, благодаря которой формировался характер и закалялось тело. До 6 лет воспитанием мальчика занималась женщина, затем все переходило в руки мужчины. Они обучали мальчиков стрелять из лука и ездить верхом. Ребенку давали нож, которым он должен был научиться поражать мишень, потом давали кинжал, лук и стрелы. Сыновья знати обязаны заниматься разведением лошадей, занимать гостей, спать на открытом воздухе, используя вместо подушки седло. Еще в раннем детстве многих княжих детей отдавали в знатные дома на воспитание. В 16 лет мальчика одевали в лучшую одежду, сажали на лучшего коня, давали лучшее оружие и отправляли домой. Возвращение сына домой считалось очень важным событием. В благодарность князь должен одарить человека, воспитавшего его сына.

С давних времен черкесы занимались земледелием, выращивали кукурузу, ячмень, просо, пшеницу, сажали овощи. После сбора урожая всегда выделялась часть для бедных, лишние запасы продавались на рынке. Занимались пчеловодством, виноградарством, садоводством, разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец и коз.

Из ремесел выделяется оружейное и кузнечное дело, выделка сукна, изготовление одежды. Сукно, которое производили черкесы, особенно ценилось у соседних народов. В южной части Черкесии занимались обработкой дерева.

Этимология

Название «черкеска», горский костюм получил от русского населения, прибывавшего на Кавказ и впервые увидевшего его на черкесах. Но вместе с тем, у каждого народа имеется и своё национальное название черкески.

Слово «чуха», применяемое для мужской верхней одежды типа черкески у некоторых народов Восточного Кавказа, в переводе из тюркских языков означает «сукно».

К XVIII веку окончательно сформировался общий для Северного Кавказа мужской костюм, состоявший из бешмета, черкески, бурки, башлыка, папахи и др. Однако, при общей схожести, у разных народов Кавказа внешний вид черкески имел некоторые различия.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.